"Журналистское расследование". Кто лучше водит машину?

15:00 / 18.03.2014
5
Зима. Мороз расписал окна красивыми узорами, одел деревья в мягкие бархатные шубы. Красота!
А я бегаю вокруг своей машины, не обращая внимания на красоту вокруг, – спустило колесо. И на стоянке – ни души. Да, в багажнике есть запаска, нужный ключ и домкрат. Теоретически я знаю, как поменять колесо, – не раз видела, как это делает муж. Но сомневаюсь, что сил хватит…

Женщина за рулем сегодня не редкость, а норма жизни. Причем многие представительницы слабого пола «рулят» не хуже мужчин, как бы последние ни пытались это отрицать.
От окружающих не раз слышала, что женщина и автомобиль – вещи несовместимые: «генетически» не может жена, дочь, теща или соседка хорошо водить машину. Именно женщины, по мнению многих мужчин, нарушают правила, долго «соображают», медленно ездят, мешая другим участникам движения, наезжают на пешеходов и создают в городах пробки. А уж о том, чтобы разбираться в ремонте автомобилей, – и говорить не приходиться: не дано это им, и все тут!
Такие «антиженские» размышления, а также случай со спущенным колесом, который, кстати, был не единственным в моей водительской практике, и натолкнули на мысль провести небольшое журналистское расследование.
Итак, попытаемся выяснить:
– так ли уж много водителей «в юбке» колесит по нашим дорогам;
– как относятся к женщине-водителю окружающие;
– есть ли разница в мужском и женском вождении;
– может ли женщина сама справиться с поломкой или хотя бы понять, что случилось с ее машиной.



Хочу учиться!

Много ли женщин не просто мечтают о том, чтобы сеть за руль, а идут к этой цели, я решила узнать у директора ЧУП «САММИЧ» – Сергея Александровича Москалева


– Сергей Александрович, попробуйте составить своеобразную базу данных на ваших учеников, вернее, учениц.


– 70–75 процентов от всего количества обучающихся у нас составляют женщины, причем в основном 25-40 лет. Но проявляют желание и завидное упорство также дамы более старшего возраста. Так, недавно одна из наших учениц отмечала шестидесятилетний юбилей. Приходят также девушки 16–17 лет – они учатся у нас, но сдают экзамен на получение водительского удостоверения после совершеннолетия.


– Кто более старательный в учении – мужчины или женщины?


– По-всякому бывает. Несмотря на сложившиеся стереотипы, и среди женщин есть такие, которые не стараются, отсиживаются и надеются на «авось». Заинтересованность и желание учиться у женщин можно проверять по «бумажным» билетам – над ними нужно подумать, посидеть над вопросом, лишний раз обратиться к «Правилам», тогда как электронные билеты с картинками можно «зазубрить» и «щелкать» автоматически.


– Что, на ваш взгляд, женщинам дается легче – теория или практика?


– Парадокс: кто хорошо решает, тот обычно плохо ездит, и наоборот – за редким исключением, конечно. Почему? Наверное, на начальном этапе одни сначала думают – такие и решают хорошо, другие же – сначала делают, а потом думают – они чувствуют себя за рулем более уверенно. Но в процессе обучения все налаживается.


– Согласны ли вы с мнением, что женщинам экзамен сдавать легче, чем мужчинам?


– Нет. Требования ко всем одинаковые – слишком велика ответственность как водителей, так и тех, кто открывает им путь на дорогу, за жизни людей.


– Как вы относитесь к тому, что в программе по обучению вождению нет курса «Устройство автомобиля»?


– В нем нет надобности. Современная машина – вещь сложная, не каждому мужчине по зубам. Так что лучший вариант ремонта – автосервис, где к тому же и гарантию дадут.


– Вы видите за рулем женщину, которая еще вчера была вашей ученицей. Ваши мысли?


– Приветствую! Приятно, что едет, даже если боится. С опытом приходит и мастерство.



И не важно, кто за рулем

Для того чтобы выяснить, как ведут себя женщины на дорогах, я отправилась к начальнику ГАИ Островецкого РОВД Владимиру Ивановичу Александровичу.


– Владимир Иванович, подскажите, пожалуйста, ведет ли ГАИ какую-либо статистику по количеству женщин и мужчин на наших дорогах?


– Мы такой учет не ведем. В этом вопросе точные цифры вам могут подсказать, скорее всего, в МРЭО ГАИ г. Сморгонь, где нашим водителям выдают «права». Но по личным наблюдениям могу сказать, что мужчин-водителей все-таки больше, хотя уже не намного. Если брать процентное соотношение, где-то 40% – женщины. А это немало. К тому же, насколько я знаю, не все женщины, получив заветный документ на право вождения автомобиля, садятся за руль.


– Кто аккуратнее, дисциплинированнее ведет себя на дороге?


– Опять же, ответить однозначно трудно. Нарушают и мужчины, и женщины. Самое прискорбное, что в последнее время даже женщины садятся за руль нетрезвыми. Хотя разница все-таки есть: женщины зачастую нарушают правила несознательно – отвлекаясь или по незнанию, хотя это их не оправдывает. Так, недавно на перекрестке возле больницы в Островце женщина в присутствии сотрудника ГАИ разворачивалась задним ходом – забыла, что это делать запрещено. К слову, каждый день за нарушение Правил дорожного движения привлекается 25-30 человек, причем обоих полов.


– Как вы можете охарактеризовать понятие «женское вождение»?


– Это более спокойное вождение, мягкое, неагрессивное и медленное. Хотя бывают случаи, когда действовать быстрее и резче просто необходимо (как трогаться, так и тормозить), – от этого может зависеть даже жизнь человека.


– Из двух «претендентов» на ваше внимание на дороге в чью сторону будет направлен взмах «волшебной» палочки – на «мужской» автомобиль или «женский»?


– Не имеет значения – никаких критериев, кого пропустить, а кого остановить, нет. А в вечернее и утреннее время, в целях выявления нетрезвых водителей, пытаемся «отработать» всех. А определить зрительно, да еще на расстоянии, трезв ли человек за рулем, очень сложно. Конечно, если видишь, что водитель нарушает правила, что у него какие-то неполадки с машиной, что автомобиль «виляет» по дороге, – обязательно остановишь. И тут будет совершенно неважно, кто находится за рулем.



«Мне нужно такое кольцо, с дыркой»

Одна моя знакомая растерялась, когда в один прекрасный момент пришло время заменить в машине автозапчасть.
«Муж все сделает» – это не о ней, поэтому пришлось действовать иначе: найти того, кто все исправит. Она нашла, осталось купить нужную запчасть. Отправляемся за покупкой вместе.
Пока моя компаньонка ищет «эту штучку» в бездонной женской сумке, на мои вопросы отвечает Инна Викторовна Грабовская, магазин «Автозапчасти»:


– Женщин заходит много, причем не только посмотреть, но и купить нужную вещь. Объясняют, что им нужно, по-разному. Одна женщина четко и ясно формулирует вопрос – сразу видно, что человек знает, как запчасть выглядит и где в автомобиле находится. Вторая приходит с бумажкой, на которой все записано. Третья приносит с собой образец и просит «такую, и чтобы в точности». Случается, что объясняться приходится буквально на пальцах – но ничего, справляемся. А некоторые женщины просто молча передают трубку мобильного – и тогда покупка получается «по телефону».



«У меня там стучит!..»

С ситуацией «за рулем», вроде, все понятно. Теперь отправимся на ПТО (Пункт технического обслуживания), где попытаемся узнать, часто ли туда «заруливают» женщины.


Александр Иванович Буйко, слесарь по ремонту автомобилей:


– Среди наших клиентов женщин много – около 40 процентов. По каким вопросам обращаются? По разным. Чья-то машина требует серьезного ремонта, а кто-то приезжает «болтик подтянуть». Не всегда, конечно, женщины могут толком объяснить, что случилось с их «ласточкой», но мы пытаемся разобраться, что в машине «тиф–тиф делает», где у нее «ляпает» или какая «пружинка» потерялась. Но заезжают и такие дамы, которые могут все ясно и четко объяснить, причем даже нужными словами. Но это меня не удивляет: за много лет работы приходилось встречаться с такими женщинами, которые не хуже мужчин справлялись со сложным ремонтом машины.



Спокойствие, только спокойствие

Что вы чувствуете, когда сидите рядом с водителем–женщиной? – поинтересовалась я у острочван.


Ольга и Марина:
– Спокойствие. Считаем, что разницы между вождением мужским и женским нет.


Татьяна (сама водитель):
– Если за рулем подруга, чувствую себя спокойно – она водит давно и хорошо. С незнакомой или малознакомой женщиной ездить страшновато. В таком случае больше доверяю мужчинам.


Светлана:
– Пока мне везло: все женщины, с которыми мне приходилось ездить, водили хорошо. К тому же встречала водителей-мужчин, езда с которыми напрягает – слишком много риска. Поэтому с ними намного страшнее, чем с женщинами, которые водят спокойнее и аккуратнее…


Александр:
– С женой, у которой стаж вождения более 5 лет, не боюсь. Что до остальных – смотрю по ситуации: если выехать с парковки не может или задним ходом из гаража с проблемами – какое там спокойствие!


Леонид:
– Редко встречал женщин, которые по-настоящему чувствуют машину, а значит, и хорошо ездят. И обижаться тут не стоит: одним дано рисовать, другим петь, третьим машину водить. Так что в большинстве своем чувствую себя некомфортно, постоянно нахожусь в напряжении.


Итак, что показало наше расследование? Водят машину женщины аккуратнее и медленнее, чем мужчины. Хотя утверждать, что их вождение идеально, тоже неправильно. Так что в этом вопросе в нашем условном соревновании мужчин и женщин, думается, ничья.
Опрошенные пассажиры нам не помогли укрепить позиции женщины за рулем – мнения разделились. Так что тут тоже по нулям.
А что касается «сама могу колесо поменять», мы, женщины, все-таки сильно уступаем. Очко в пользу сильной половины.
Так тому и быть. Женщина все-таки только водитель, значит, ремонтом пусть занимаются мужчины, к тому же им это явно нравится. Так и мы будем «на коне», и они «при работе» – как говорится, и овцы целы, и волки сыты.
Кстати, я, если что случается, сразу звоню мужу...


-----------------------------------------------------------------
Расследование провела Ольга ХОТЯНОВИЧ.