"Журналистское расследование". Как оплатить услуги, не простаивая в очереди?

16:00 / 24.06.2014
4
В редакции газеты раздался звонок. Женщина на другом конце провода жаловалась на то, что не смогла заплатить за детский сад в кассе одного из отделений банка, а в «Белтелекоме» уже нельзя оплатить услуги мобильной связи.
Те, кто привык оплачивать коммунальные услуги по старинке, спешат в ближайшее почтовое отделение. Наиболее «продвинутые» и те, кто экономит собственное время, делают это, не вставая с дивана, с помощью интернет-банкинга.
Мы все же решили провести небольшое расследование и узнать, где можно оплатить коммунальные платежи, услуги электросвязи, погасить кредит и пополнить счет мобильного телефона. А самое главное – как сделать все платежи быстро, не простаивая в длинной очереди?

Белтелеком:

«ОПЛАТУ НЕ БЕРЕМ»

Уточнить информацию о том, почему в сервисном центре «Белтелекома» больше не принимают платежей, мы решили у главного инженера группы технических средств эксплуатации Людмилы Геннадьевны Гибадуллиной. Она подтвердила, что с 1 мая в сервисных пунктах «Белтелекома» не принимается оплата за услуги электросвязи (квартирный телефон, интерактивное телевидение ZALA и др.), а с 1 апреля связисты перестали брать оплату за мобильную связь.
Как сообщила специалист по маркетингу Надежда Сухаревская, решение об отказе от приема платежей было принято в связи с модернизацией и оптимизацией деятельности предприятия. За месяц до этого население было проинформировано о прекращении приема оплат. От абонентов Островецкого районного узла электросвязи РУП «Белтелеком» за это время не поступило ни одного обращения.
Сегодня жителям Островецкого района доступны широкие возможности по оплате услуг связи: наличными денежными средствами, банковскими картами, электронными деньгами. Заплатить за услуги можно в почтовых отделениях связи, отделениях банков, в инфокиосках и банкоматах, а также через Интернет-банкинг. За услуги byfly и ZALA можно также произвести оплату в личном кабинете пользователя на сайте с помощью карт экспресс-оплаты.



ПЛАТИ – НО ЖДИ

А вот районный узел почтовой связи работает без изменений, и его кассиры принимают все платежи с 8 до 18 часов. В шести кассах центрального отделения наряду с почтовыми услугами можно оплатить все коммунальные услуги и услуги электросвязи, погасить кредиты, пополнить счет мобильного телефона и другие виды услуг.
По словам начальника почтового отделения Валентины Ивановны Алёкса, в последнее время количество клиентов отделения почтовой связи значительно возросло. Самый распространенный платеж – пополнение счета мобильного телефона. Несмотря на то что платежи принимаются в шести кассах, очереди в почтовом отделении – не редкость. Валентина Ивановна объясняет: это из-за того, что на одного клиента приходится в среднем 5-6 платежей.
Если человеку нужно всего лишь «положить деньги на телефон», то проще это сделать с помощью платежно-справочного терминала. Такие терминалы находятся в зданиях «Белпочты», районного узла электросвязи, предприятия бытового обслуживания и в магазине «Пачастунак». Важно отметить, что, кроме оплаты услуг мобильных операторов, можно таким же способом оплатить коммунальные платежи (газ, вода, электроэнергия, отопление), погасить кредиты, пополнить баланс своего интернет-провайдера, сделать оплату за охрану квартиры, кодовый замок или заплатить штраф и оформить подписку. Преимущество таких информационно-платежный терминалов состоит в том, что все платежи принимаются без комиссии с помощью наличных денег или банковской карты.
В сельских населенных пунк-тах платежно-справочных терминалов пока нет, поэтому все платежи осуществляются через кассу. Заместитель начальника Островецкого районного узла почтовой связи Гродненского филиала РУП «Белпочта» Луция Станиславовна Макаревич рассказала о функционировании передвижного отделения связи, которое обслуживает Спонды, Страчу, Страчанку и другие деревни. Благодаря такой инновации, как «почта на колесах», люди, не выезжая в город, могут сделать необходимые платежи, а также снять деньги с банковской карточки и приобрести товары народного потребления.



ПРОВЕРЕНО НА СЕБЕ

Чтобы не быть голословными, мы решили пополнить баланс мобильного телефона в инфокиоске при помощи банковской платежной карточки и в платежно-справочном терминале (ПСТ) наличными деньгами. Как это сделать?
Вставляем банковскую карту и подтверждаем ее принадлежность пин-кодом. Затем выбираем на экране «услуги связи», оператора и вводим номер телефона в международном формате. «Прописываем» на экране сумму для оплаты. После каждой выбранной операции нужно нажимать «далее». Затем умное устройство предложит вам перепроверить достоверность информации: номер телефона и сумму. Если нет ошибки, остается только выбрать «оплатить» – и вы получите чек о совершении оплаты.
Система оплаты услуг в платеж-но-справочном терминале похожа. Главное отличие состоит в том, что оплату можно совершать наличными деньгами.
На экране выбираем логотип нужного сотового оператора, затем вводим номер телефона и нажимаем «готово». Затем устройство просит ввести фамилию, а потом – сумму. Выбираем «оплата наличными» и только теперь «жертвуем» нужную денежную купюру. Получаем чек – и через несколько минут вожделенные деньги поступят на счет мобильного телефона.
На практике это процедура достаточно проста, а главное – здорово экономит время, так как нет необходимости стоять в очереди..



БАНКИ ОПУСТИЛИ ПЛАНКУ? ИЛИ ПОДНЯЛИ ЕЕ?

Для того чтобы узнать, какие платежи принимают в отделениях банка, мы решили посетить центр банковских услуг №417 ОАО «АСБ Беларусбанк», РКЦ №1 в г.Островец филиала ОАО «Белагропромбанк» г. Сморгонь и расчетно-кассовый центр «Островец» ОАО «Банк БелВЭБ».
Заведующая сектором продаж банковских продуктов и услуг ОАО «Беларусбанк» Татьяна Владимировна Цейко наш разговор начала с сообщения о том, что в Беларуси расчеты в безналичной форме определены как приоритетные.
– Если рассматривать вопрос пользы для государства, то здесь главным моментом является снижение государственных затрат на обращение наличных денег и уменьшение затрат на их изготовление, инкассацию и уничтожение денег, – объясняет Т.В. Цейко. – Для людей платежные карточки обеспечивают удобство, быстроту и безопасность платежей.
Для развития безналичных расчетов банки делают ставку на развитие систем дистанционного обслуживания – Интернет-банкинг, Мобильный банкинг, инфокиоск, с помощью которых можно оплатить все услуги и сделать платежи. Клиенты банка, которые не являются держателями его платежной карты, могут воспользоваться инфокиосками с функцией cash-in, т.е. наличными деньгами.
С 2013 года ОАО «Беларусбанк» и соответственно ЦБУ №417 отменил прием платежей в кассах банка за услуги операторов мобильной связи и интернет-провайдеров. А с 1 мая через кассы полностью исключена оплата кредитов других банков. Кредиты ОАО «АСБ Беларусбанк» можно по-прежнему оплатить в любой кассе, но, как уточнили специалисты центра банковских услуг, и здесь происходит переориентация клиентов на оплату в инфокиосках, через системы М-банкинг и Интернет-банкинг. А платежи, например, за образовательные услуги (детский сад или школу искусств) по-прежнему принимаются как в инфокиосках, так и в кассах банка.
Как пояснила нам Татьяна Владимировна, скорее всего жительница Островецкого района, которая звонила в редакцию, не смогла заплатить за детский сад в кассе банка в связи с недавними сбоями в системе Единого республиканского информационного пространства (ЕРИП).
Эту же информацию подтвердил начальник отдела розничных услуг Сергей Фредович Воеводский РКЦ №1 в г.?Островец филиала ОАО «Белагропромбанк» г.Сморгонь: система ЕРИП Нацбанка какое-то время работала с неполадками.
– Например, 27 мая наличные платежи в кассах нашего банка не принимались, – рассказывает Сергей Фредович. – Это связано с тем, что в мае менялся поставщик программного обеспечения системы «Расчет» (автоматизированной информационной системы расчетного и информационного пространства).
Со 2 июня в кассах этого банка также не принимаются платежи за мобильную связь и услуги интернет-провайдеров. Пополнить баланс мобильного телефона можно в инфокиоске, который расположен в здании, или в банкомате.
Через систему «Расчет» можно оплатить любую из более чем 50000 зарегистрированных услуг в любом регионе республики. Для этого нужно выбрать раздел «Система «Расчет» в устройстве самообслуживания или в системе дистанционного самообслуживания – и далее следовать инструкциям на экране.
Начальник расчетно-кассового центра «Островец» ОАО «Банк БелВЭБ» Александр Михайлович Орсик также акцентировал внимание на том, что в последнее время осуществляется ориентация клиентов на безналичные платежи.
В РКЦ “Островец” ОАО “Банк БелВЭБ” принимаются платежи в погашении кредитов 12 банков как в кассе, так и в пунктах самообслуживания наличными деньгами и по банковской платежной карточке.
Комиссия в размере 1% от суммы взимается лишь по карточкам банков, не являющихся партнерами ОАО “Банка БелВЭБ”.
Осуществить платежи в пользу поставщиков услуг (операторов мобильной связи, ЖКХ, организаций электро- и газоснабжения), а также за товары, работы возможно в инфокиоске (наличными и по банковской карточке) и в банкоматах (по банковской карточке). При этом комиссия не взимается.
Важно отметить, что в первый раз при оплате услуг с помощью инфокиосков, пунктов самообслуживания нужно знать (в зависимости от платежа) номер договора или номер счета. Если же вы решите точно так же оплатить услуги в следующий раз – вам уже не придется снова вводить длинный номер: умное оборудование запомнит и сохранит его.
В платежно-справочных терминалах и инфокиосках с функцией cash-in при-нимаются наличные деньги номиналом от 1000 рублей (в РКЦ банка “БелВЭБ” – от 500 рублей) до 200 000 тысяч рублей. Однако имейте в виду, что эти умные устройства не выдают сдачу.


Таким образом, если сложить все места, где можно оплатить услуги, цифра получается немаленькая – 6 касс и 4 платежно-справочные терминала Островецкого районного узла почтовой связи, 4 банкомата и 9 инфокиосков центра банковских услуг №417 ОАО «АСБ Беларусбанк», 1 банкомат и 1 инфокиоск расчетно-кассового центра №1 в г.Островец филиала ОАО «Белагропромбанк» г.Сморгонь, 3 банкомата и 1 инфокиоск расчетно-кассового центра «Островец» ОАО «Банк БелВЭБ» – это не считая возможностей произвести расчеты, не выходя из дома с помощью Интернет-банкинга или Мобильного банкинга.
Важно помнить, что время, когда вы захотите, например, пополнить счет мобильного телефона, также ограничено, потому что многие инфокиоски и банкоматы находятся в зданиях.
Хочется отметить, что в двух банках дали не только исчерпывающие ответы на мои вопросы, но и провели своеобразный мастер-класс: пошагово показали, каким образом делать платежи через терминалы самообслуживания. И каждому клиенту банка либо «Белпочты» консультанты готовы прийти на помощь – все объяснить и показать.
Конечно, преимущественный переход на безналичные расчеты не совсем привычен для наших людей, особенно пожилого возраста, для которых деньги – это «шорох купюр», а не какой-то бездушный кусок пластика. Но, хотим мы этого или нет, нравится это кому-то или возмущает, мировая практика безналичных расчетов будет шириться и распространяться и в Беларуси. И ничего страшного в этом нет – ведь даже пожилые люди научились пользоваться мобильным телефоном и компьютером… Научимся и этому! Попробуем?


-----------------------------------
Подготовила Алена ГАНУЛИЧ.
Фото Антона МАЛЬШЕВСКОГО.