Есть ли в Островце безбарьерная среда?

14:30 / 05.08.2017

Не обязательно быть в курсе всех нормативных актов, регулирующих отношения в обществе, не первостепенно отслеживать указы, директивы и законы. Во многом жизнь людей среди себе подобных строится на морально-этических принципах, равенстве, уважении и взаимопонимании.

Среди нас, хотя многие об этом не догадываются, немало инвалидов, которым не нужна жалость, но они имеют право на то, чтобы мир вокруг был комфортным, удобным и доступным.

Именно об этом говорил председатель Островецкого районного общества инвалидов Юрий Иосифович Жданович, который совместно с представителями отдела архитектуры, управления по труду, занятости и социальной защите населения райисполкома, Территориального центра социального обслуживания   населения, отделения ГАИ  отправился в рейд по мониторингу доступности для инвалидов основных объектов социальной инфраструктуры нашего города. А мониторить согласился инвалид-колясочник Александр Ленкевич.

bezbaryer1.jpg

Вместо комментария

Побывать во всех зданиях и учреждениях Островца для инвалида на коляске вряд ли возможно, да и незачем – каждый из нас выбирает любимый магазин, ходит  привычным маршрутом и ставит машину поближе к дому. Поэтому тех мест, где в тот день ступали ноги членов комиссии и оставила свой след коляска Александ­ра, оказалось достаточно, чтобы представить общую картину и выработать четкие  рекомендации.

Сразу стоит обмолвиться: «заморочек» в этом вопросе оказалось немало, ведь Островец сегодня можно разделить на две части – старую и новую. В соответствии с этим отличаются не только внешний вид зданий и условия жизни людей, но и инфраструктура.

bezbaryer2.jpg

Бордюры

Должно быть: в местах пересечения  пешеходных путей с проезжей частью высота бордюрных камней должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см.

В старой части города со съездами к пешеходным переходам – а точнее бордюрным камнем – нужной высоты есть проблема. Самый низкий и удобный бордюр оказался в центре города на переходе от Белагропромбанка к райисполкому.

На новых улицах города все подходы и подъезды такого типа низкие и удобные, а в некоторых местах практически сведены к нулю. А вот съехать с тротуара на бело-желтый пешеходный переход на старых улицах многим колясочникам вряд ли удастся – заниженных бордюров там просто нет.

Нужно отметить: широкую и глубокую проблему для инвалидной коляски представляют ливневки – сооружения для слива воды. В центральной части города – возле киноконцертного зала «Островец» и здания Белагропромбанка – они ничем не прикрыты. Даже Александру Ленкевичу, для коляски которого, как известно многим, непроходимых мест практически нет, не удалось самостоятельно преодолеть одну из них. К тому же это вопрос элементарной безопасности: попав в такую ливневку ногой, даже здоровый человек может получить серьезную травму.

bezbaryer7.jpg

bezbaryer6.jpg

Места для автомобиля

Должно быть: на каждой автостоянке выделяется не менее 3% мест для парковки транспортных средств инвалидов, расположенных не далее 50 м от входа.

Ситуация с парковочными местами для инвалидов в городе неплохая и улучшается за счет того, что при открытии новых объектов – административных зданий или жилых домов – этот пункт должен быть выполнен обязательно. Его особый «статус» подтверждает не только «рисунок» на покрытии парковки, но и дорожный знак с соответствующей табличкой – не заметить их невозможно. Но, как утверждает старший госавтоинспектор ОГАИ Славомир Владиславович Родь, «незамечающие» находятся, за что и наказываются штрафом.

Где видели: возле торгового центра «Талер» у гостиницы Sun Hotel, во дворах, около строящегося магазина во втором микрорайоне. На АЗС №67 «Беларуснефть»  такое место расположено далеко от входа в здание – это не соответствует нормам, а на автозаправке на выезде к станции Гудогай в этом году были исправлены недочеты, выявленные ранее: увеличен размер парковочного места согласно нормам.

Где нет: на автомобильной парковке возле Островецкой ЦРБ – одной из самых больших и часто «посещаемых» в городе; на стоянке возле магазина «Пачастунак» в первом микрорайоне.

bezbaryer5.jpg

bezbaryer8.jpg

Пандусы

Должно быть: высота подъема каждого марша пандуса не должна превышать 0,8 метра. Оптимальное расстояние между поручнями – 900 мм. Поручни должны быть длиннее пандуса не менее чем на 0,3 м.

В этом случае, как, впрочем, и в остальных, в лучшей ситуации находятся здания новой части города – все они оборудованы пандусами и согласно требованиям.

В более трудной, но поправимой ситуации оказались те здания и сооружения, которые находятся в старом городе. Когда их строили, речи о безбарьерной среде не шло. Теперь же ответственным лицам придется поломать голову, где и как «накатать» пандус. Вот и получается, что в одном месте угол уклона выше положенного, в другом нет бортика или хотя бы нижней оградительной полосы на поручнях.

Как оказалось, поручни также не везде установлены правильно. А вот с шириной пандуса нигде проблем не было.

Хороший и правильный пандус был установлен в средней школе №1 Островца, которой повезло недавно «пережить» ремонт.

На автостанции дверь для колясочников, куда ведет специальный пандус, администрации рекомендовано было не закрывать – другого пути за билетом у этих пассажиров нет.

Неприметное, но важное

В гостинице Sun Hotel есть номер для людей с ограниченными возможностями со специально оборудованным санузлом. Правда, пока там не хватает поручней по перимет­ру комнаты – администратор обещал, что ситуация будет исправлена в ближайшее время.

Одна из частых проблем, с которой сталкиваются инвалиды-колясочники – высоко расположенные окошки. Так, не удалось Александру «достучаться» до регистратора в регистратуре поликлиники, это же ожидает его в открывшейся на днях аптеке, расположенной в Белагропромбанке – к слову, в самом РКЦ окошки для клиентов расположены удобно, – в аптеке в «Талере» и на ресепшене той же гостиницы Sun Hotel. С трудом, но все же сможет колясочник обратиться к работнику почты. В магазинах прилавки довольно удобные.

Не все знают, что даже входная дверь – не только ее ширина, но и легкость открывания – подпадает под нормы для людей с инвалидностью. Так, нагрузка на ее открытие должна быть не более 5 килограммов. В информационном центре АЭС эта цифра, по словам председателя районного общества инвалидов, оказалась намного больше.

В новых зданиях предусмотрены и туалеты для инвалидов – к «счастливчикам» относятся Белгосстрах и гимназия №1. О таких или хотя бы приспособленных для этой группы населения старым зданиям приходится только мечтать. 

Замечание

* Узкие, хоть и невысокие, подъездные дорожки, безусловно, затрудняют проезд инвалидной коляски и создают опасность для здоровья ее хозяина на подъездах к торговым объектам «Талера».

* Возле магазина «Цент­ральный» пандус есть, но взобраться по нему сможет только такой подготовленный и сильный человек, как Александр Ленкевич, – подъем  короткий и с высоким углом наклона.

* На первый взгляд кажется, что добраться до двери магазина «На углу» сможет любая коляска – но для этого ей сначала нужно преодолеть высокий бордюр, который тянется вдоль всей ширины тротуара, а потом – выбитую плитку у подножья пандуса.

* Говорить о безбарьерной среде в районной поликлинике не приходится: пандуса или чего-то похожего на него там нет ни в вестибюле главного входа, который отличается высокой ступенькой, ни тем более на лестнице, ведущей в регистратуру.

* На АЗС №67 за Белькишками на установленный пандус-заезд, невысокий и пологий,  протиснуться  колясочнику не удалось: «дорога» была перекрыта рекламными витринами с продукцией магазина.

* Автозаправочная станция «Беларуснефть», больше известная островчанам как гудогайская, отличилась высокими ступеньками к окошку – заплатить за топливо привычным образом колясочнику не удастся. А также – кнопкой вызова персонала, которая по правилам тоже должна быть, – правда, дотянуться до нее Александру удалось с большим трудом, а потом оказалось, что она не работает.

bezbaryer4.jpg

В Островецком районе проживает 1 538 инвалидов, из них 80 – колясочников, 71 ребенок-инвалид, 271 человек – инвалиды 1-2 группы допенсионного возраста.

Компетентно

Юрий Иосифович Жданович, председатель Островецкого районного общества инвалидов:

– С каждым годом в нашей стране и за ее пределами людей с инвалидностью становится больше, и мы должны это учитывать. В Беларуси утвержден Национальный план действий по реализации положений Конвенции о правах инвалидов на 2017 – 2025 годы. Мы должны его придерживаться. Тогда проще будет жить и инвалидам, и тем, кто находится рядом с ними.

Слово специалисту

Дмитрий Пешко, главный специалист отдела архитектуры и строительства Островецкого райисполкома:

– Безбарьерной средой отдел архитектуры и строительства райисполкома занимается с 2016 года. В его обязанности, кроме всего прочего, входит обеспечение ежеквартального мониторинга выполнения задач по увеличению числа объектов, к которым обеспечен доступ инвалидов и других категорий физически ослаб­ленных лиц. 12 октября этого же года было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь №816, которым внесены изменения в Положение о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства. Теперь при проектировании и строительстве общественных зданий и сооружений заказчик строительства обязан предусмотреть мероприятия по обеспечению безопасности и удобства для физически ослабленных людей. Второй критерий оценки – качество ограждающих конструкций – оценивается комиссией при приемке в эксплуатацию многоквартирных жилых домов. Без выполнения этого критерия объект не может быть принят к эксплуатации.

bezbaryer3.jpg

Безусловно, сделать город идеальным в плане безбарьерной среды в мгновение ока невозможно. Но прилагать усилия нужно, и делать это должны не только подобные мониторинги, предписания и рекомендации. Отремонтировать пришедший в негодность пандус или кнопку вызова, не закрывать на ключ вход для инвалидов, откорректировать высоту прилавка или установить отдельное окошко для людей в коляске по силам каждому, кто взял на себя ответственность работать в социальной сфере – ведь все люди  имеют право и должны чувствовать себя удобно и комфортно в любом месте.

Многие из этих  «заморочек» нужны не только инвалидам, а еще велосипедистам, мамам с колясками, пожилым и травмированным людям, да и всем нам.

Подготовила Ольга ХОТЯНОВИЧ, фото автора.

ostrov-red.hotyanovich@tut.by

Текст: