Знакомьтесь: дюймовочка по имени Жанна!

09:16 / 03.12.2016
3
%d0%b4%d1%8e%d0%b9%d0%bc%d0%be%d0%b2%d0%be%d1%87%d0%ba%d0%b0-%d0%b6%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%b0Впервые я увидела ее летним жарким днем на одной из городских улиц приблизительно год назад. Она сразу же бросилась мне в глаза: хрупкая дюймовочка с белокурыми завитками и таким же светлым и кукольным, словно слепленным из нежнейшего фарфора, лицом и чуть раскосыми небесного цвета  глазами. Она быстро шла по улице, словно куда-то опаздывала… Именно при первой встрече я разглядела в ней свою героиню, подсознательно почувствовала, что должна написать об этой девушке, правда, тогда не представляла, как это сделать. Но зря говорят, что пути Господни неисповедимы…

Второй раз я встретила «дюймовочку» в пригородном автобусе, возвращаясь с работы домой. Вечерние сумерки, мирное урчание мотора и немногочисленные, дремлющие после трудового дня люди – все это располагало к беседе. А еще, наверное, сработал преславутый эффект незнакомого попутчика.

Так я узнала, что девушку зовут Жанна, ей 25 лет, она каждый день добирается на работу на автобусе из Михалишек в Островец и, несмотря на определенные проблемы со здоровьем, как и ее сверстницы, ходит на дискотеки, встречается с друзьями и мечтает о собственной семье.

Девушка согласилась поделиться своей историей жизни, воспоминаниями о детстве, планами и мечтами с нашими читателями.

Об обидном  слове


Жанна, я затрону несколько щекотливую и неоднозначную тему, так как информационным поводом для интервью с тобой стал Международный день инвалидов. Как ты считаешь, принимает ли общество людей с ограниченными возможностями, и с каким отношением сталкивалась ты?

– Для меня инвалид, наверное,  обидное слово – это слово-диагноз, слово-паразит. От него веет какой-то обреченностью. Несмотря на то, что у меня инвалидность по зрению – я плохо вижу, но все таки вижу! – есть люди, которым гораздо хуже: они не могут  передвигаться без посторонней помощи или вовсе прикованы к постели. Им ведь гораздо сложнее, чем мне. А я хожу, работаю… Я понимаю, что отличаюсь от здоровых людей – но только физически, в остальном я такая же, как и все. И к себе я привыкла. Конечно, мне бы хотелось хорошо видеть, различать мелкие детали или даже немного подрасти – но я люблю себя такой, какая я есть.

Я очень плохо и смутно помню свое детство. Из рассказов сестер знаю, что в годовалом возрасте я потянулась за силикатным клеем, наверное, перепутав флакон с бутылочкой молока, и выпила все содержимое. Думаю, тот злополучный случай повлиял на мои рост и зрение. Я долго не ходила. Бабушка – мама моего отца – лечила травами, я много и часто болела и лежала в больницах. Но этого не помню. Моим зрением занималась сестра Алла: возила меня по докторам. Помню, в Гродно лежала целый месяц – в итоге мне дали инвалидность по зрению.

О стертом  детстве


А каким было твое детство и что особенно запомнилось или ты тоже о нем мало что помнишь?

– Родилась я в Супранентах. Маму Таису почему-то плохо помню. Она работала на ферме и, наверное, как и все сельские труженики постоянно там пропадала: все-таки подоить коров и накормить телят – на все нужно время. Папу, кажется, звали Юзик. Ведь так, если по отчеству я Иосифовна? В нашей семье было пятеро детей: от первого брака – Алла, с которой я теперь живу, Валера, Света, а Оксана, которая трагически погибла, возвращаясь из школы, и я – от второго брака. (Девушка замолкает – Примеч.авт.). Сначала мама была добрая и заботливая – хоть из детства я мало что помню, но в этом почему-то уверена – а потом, когда они развелись с моим отцом, она стала другой.

Надломленной?

– Наверное. Я не знаю, как это выразить словами, но она сильно изменилась. Обо мне заботилась старшая сестра Алла: она стирала и утюжила белье, варила обеды и убирала дома. Я, Оксана и Света ни разу не были в приюте. А вот старших – нас, наверное, тогда еще не было – забирали в Ошмянский детский интернат.

Мы были скитальцами: перебирались из дома в дом, из деревни в деревню. Алла меня забрала к себе, когда мне было 12 лет, а до этого я с мамой жила в Кривоносах. Дома не было ни света, ни газовой плиты. Сестра Светлана готовила зимой в печи, а летом во дворе на костре – специально для этого были составлены кирпичи. Суп ели, картошку жареную…

У тебя в детстве были игрушки? И читали ли тебе сказки?

– Игрушки у меня были. Наверное, несколько кукол. А сказки?.. (Задумывается). Какие сказки? Я сама читать научилась. Оксана ходила в школу. Дома она часто вслух читала или учила стихи – а я запоминала. В первый класс я пошла уже умея читать. Правда, мои одноклассники были младше меня на два года.

А кто тебя собирал в школу: покупал форму, тетради, ручки?

– Соседи в Кривоносах хорошо к нам относились, и в школу они меня собирали, а не мама. Их фамилия Милош, а женщину зовут Нина. Когда мне было лет девять они меня и окрестили в Нистанишском костеле. Правда, когда умерла мама Нины, она стала реже приезжать. Потом другие соседи забили тревогу и сестра Алла, которая к этому времени вышла замуж и жила в Михалишках, насовсем забрала меня к себе. До этого я часто у нее гостила  на каникулах и в праздники.

А как к тебе относились одноклассники?

– Сначала я ходила в Завидинентскую школу, а после 7 класса перешла в Михалишскую. Меня хотели перевести на домашнее обучение, но я не согласилась. Как и всем детям, мне хотелось общения. В начальную школу на занятия ходила редко: мало того что учителю нужно научить весь класс считать и писать, так еще и со мной во время урока нужно было заниматься по специальной программе!

С одноклассниками мне повезло: и в Завидинентах, и в Михалишках очень дружные и веселые ребята. За все школьное время от них я ни разу не услышала плохого или обидного слова. Мне очень нравилась литература, особенно учить наизусть стихи.

Жанна, но ты ведь думала о маме, вспоминала ее? И изменилось ли твое отношение к ней спустя годы?

– В детстве было обидно. Это теперь я понимаю, что ей было трудно одной растить детей, особенно после развода с моим отцом. (Замолкает). Какая бы она ни была – но она моя мама и ее, наверное, я по-своему люблю. Помню, она очень обижалась – правда, не знаю, на кого – что ее лишили материнских прав… Теперь она иногда приезжает к нам в Михалишки.

О взрослой жизни


Расскажи, пожалуйста, о своей семье.

– Я уже говорила, что живу вместе со старшей сестрой Аллой, которая работает социальным работником – досмат-ривает пожилую соседку – и ее семьей: мужем Геной и их детьми. Их старшая дочка Диана учится в Гродно, в колледже на учителя физкультуры. Саша ходит в 9 класс Михалишковской школы, а самая младшая Милана – любимица всех домочадцев – учится в 3 классе. Мы с ней в выходные играем в догонялки или вместе рисуем. Жаль, что я поздно приезжаю домой и свободного времени на племянницу практически не остается.

– Ты работаешь допоздна?

– Не совсем. Много времени уходит на дорогу. Я просыпаюсь около 6 часов утра. Одеваюсь, умываюсь, завтракаю и иду на остановку. Где-то в 6.50 приходит автобус. По дороге в Островец я обычно сплю или с кем-нибудь разговариваю. Часто у меня спрашивают, не сложно ли каждый день ездить в райцентр, что продается у нас в магазине. Я ведь работаю уборщицей в «Центральном», поэтому весь ассортимент и цены за это время выучила наизусть. Назад автобус отправляется в 18.10, а в 19.30 он прибывает в Михалишки. В пятницу он идет позже, поэтому дома я появляюсь только к 21 часу. Иногда могу посидеть немного в интернете или поиграть с Миланой.

Жанна, а после школы ты где-нибудь училась?

– Мне не хотелось поступать. Я очень боялась перемен: ехать в другой город, а потом жить там одной, без родственников – мне было страшно. Но сестра Алла настояла. Как сейчас помню, говорит мне: «Жанна, езжай… Город увидишь, с людьми пообщаешься». Я и поехала в Щучин. В нашей группе учились юноши и девушки с задержкой психического развития, но мы были очень дружны и с другими курсами, и мастера к нам очень хорошо относились. Я получила специальность «Плодовод. Овощевод». Другие ребята стали малярами, штукатурами, швеями. Несколько раз я ездила в Щучин на вечер встречи, и мы очень тепло вспоминали время нашей учебы.

О девичьем


Говорят, что любовь окружающих начинается с любви к себе. Жанна, а ты себя любишь?

– Конечно. А как же себя не любить?

А какие занятия тебе по душе?

– Я люблю домашних животных – котов и собак. Мне нравится за ними ухаживать, кормить, гладить их. (Задумывается). Люблю, чтобы дома был порядок. Я никогда не сяду пить кофе, если в мойке есть грязная посуда. Навела порядок – тогда минутку передохнуть можно. К труду я приучена с детства. С девяти лет я и корову доила, когда было нужно, и свиней кормила.

Мне нравится печь пироги и печенье, консервировать овощи. Летом день долгий: после работы успеваю сходить в лес за грибами и ягодами. Я быстро руками собираю чернику, правда, в ведре потом оказывается больше листьев, чем ягод. Наверное, из-за плохого зрения.

Есть очень хорошая русская пословица: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Расскажи о своих друзьях.

– По соседству живет Оля – мы с ней общаемся и делимся сек-ретами. Вторую лучшую подругу зовут Инна. Мы с ней не разлей вода с детства – она ходила в детский сад, а я – в первый класс. Теперь, правда, видимся нечасто: она вышла замуж и переехала жить в Вильнюс, но очень переживает за меня.

О чем ты мечтаешь?

– Я не верю в мечты. Ну, ведь не сбудутся – точно знаю!

Почему же. Я, например, не только верю, но и знаю, что мечты сбываются.

Девушка на мгновение задумалась, а потом озвучила свою самую сокровенную мечту:

– Я хочу иметь свое жилье. Мне не нужен огромный дом или трехкомнатная квартира, а всего лишь свой уголок, в котором все было бы мое – и стены, и кровать, и обои… Я благодарна своей старшей сестре Алле, которая, по сути, заменила мне мать.  Но я уже давно выросла, а у сестры  своя семья. Сколько я буду ее стеснять? А еще я хочу, чтобы у меня была своя семья и дети.

Жанна,  пускай все твои мечты обязательно сбываются!

…Кому-то не хватает денег на поездки за границу. Кто-то хочет новую машину или гаджет, а Жанне не хватает только одного – своего уютного и укромного уголочка. В  преддверии Рождества особенно  хочется верить, что там, в небесной канцелярии, услышат просьбу девушки и исполнят ее мечту: подарят ей настоящую сказку, которой не было в детстве.

Алена ГАНУЛИЧ, фото автора.

Текст: