О закупках продуктов питания

10:00 / 09.09.2017

Государственные закупки без посредников!

В Комитете государственного контроля Гродненской области вопрос осуществления государственных закупок находится на постоянном контроле.

В ходе проведения мониторинга по вопросу целевого и эффективного использования бюджетных средств при проведении государственных закупок продуктов питания в системе образования выявлено ряд проблем.

В соответствии со статьей 38 Кодекса Республики Беларусь об образовании обеспечение питанием является одной из мер социальной защиты обучающихся.

Закупка продуктов питания относится к государственным закупкам и регулируется Законом Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

Статьей 4 Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» определены основные принципы осуществления государственных закупок, главными из которых является эффективное расходование денежных средств и предотвращение коррупции в области государственных закупок.

Важным является не допускать закупку продуктов питания через посредников, а также дорогостоящих продуктов без учета специфики питания детей и ресурсных возможностей внутреннего рынка по обеспечению объектов общественного питания учреждений образования равноценным отечественным продовольствием.

В тоже время роль районных исполнительных комитетов в организации закупок продуктов питания на сегодняшний день сведена к минимуму, а действия отделов образования, спорта и туризма в районах в организации закупок продуктов питания и желанием соблюсти законодательство - кто во что горазд.

Были проведены мониторинги в отделах образования, спорта и туризма Лидского, Вороновского, Ивьевского, Ошмянского, Островецкого, Сморгонского райисполкомов, на примере которых рассмотрим сложившуюся ситуацию.

Так, усложняя себе процедуру закупок путем проведения электронного аукциона в большинстве случаев отделами образования, спорта и туризма все наименования продуктов питания, подлежащих закупке на год, объединяются в один предмет с разбивкой по лотам, где количество лотов доходит до 150.

При этом ввиду большого количества лотов в оформлении протоколов заседаний комиссий допускаются ошибки и неточности, процедура торгов затягивается.

Так, например, комиссия по закупкам отдела образования, спорта и туризма Ивьевского райисполкома в одном из протоколов заседания потеряла УП «Бакалея» как участника, предложения которого соответствовали требованиям аукционных документов, и который впоследствии по отдельным лотам признан комиссией победителем и с ним был заключен договор. Кроме того, в протоколе комиссия не указала результаты проведения аукциона по отдельным лотам.

В отдельных случаях электронные торги еще не были окончены в мае 2017 г.

Кроме того, при формировании аукционных документов на закупку продуктов питания в начале календарного года отделы образования, спорта и туризма включили такие наименования продуктов как персики, нектарины, абрикосы, гранат, хурма, сливы, арбузы, рынок которых имеет сезонный характер, то есть их цена уменьшается в определенные времена года - лето и осень, и проводить торги по их закупке в начале года не целесообразно.

На закупку названных товаров заключили соответствующие договоры в начале 2017 года отделы образования, спорта и туризма Ивьевского, Ошмянского, Сморгонского райисполкомов.

К сожалению, низкая организация подготовки аукционных документов, принцип формирования заказчиками начальной цены электронного аукциона, как наименьшая из предложений участников, низкая активность производителей участвовать в торгах приводит к тому, что победителями на законных основаниях признаются посредники, такие как - Гродненское торговое областное унитарное предприятие «Бакалея» на закупку муки пшеничной, макаронных изделий и крупы производства ОАО «Лидахлебопродукт»; частное торгово-производственное унитарное предприятие «Виктория-опт» на закупку кофейного напитка производства ОАО «Белкофе» г.Ошмяны, сахара – песка производства ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат».

Кроме того, при проведении процедуры закупки из одного источника некоторыми отделами образования, спорта и туризма, предпочтение в закупке товаров производства ОАО «Лидахлебопродукт», ОАО «Лидские пищевые концентраты», ОАО «Белкофе», Ошмянский филиал ОАО «Дрожжевой комбинат», ООО «Гродненский консервный завод», ОАО «Ляховичский консервный завод» также было отдано названным посредникам.

Через посредников закупается и сельхозпродукция - свежий картофель, морковь, свекла столовая, лук репчатый, чеснок, помидоры, огурцы, капуста, яблоки и груши.

При этом, при наличии в районах собственных сельхозпроизводителей в школы и детсады закупаются огурцы, помидоры, яблоки, груши производства Польша и Турция.

В результате аукционных торгов, проводимых отделом образования, спорта и туризма Лидского райисполкома, по отдельным лотам (молочная продукция, мясная продукция, сухари панировочные) претендентом на победу в торгах явилась индивидуальный предприниматель К. г.Минск, который не является производителем названных групп товаров и предлагаемые им цены на 25%-40% выше цен на аналогичную продукцию производителей ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», филиал Лидский хлебозавод ОАО «Гроднохлебпром», ОАО «Слонимский мясокомбинат», расположенных на территории района и области, и не принимавших участие в торгах.

Только вмешательство Комитета в данном случае не позволило заключить договор с посредником, который к тому же позже попал в список неблагонадежных.

Справки о проведении государственных закупок из одного источника отделами образования, спорта и туризма составляются, как правило, формально, без изучения коньюктуры рынка, анализа цен.

Также ими допускаются случаи изменения существенных условий договоров (предмета договора, стоимости закупки и др.), как при их заключении, так и при их исполнении, что недопустимо.

Комитетом в адрес райисполкомов были направлены соответствующие рекомендации по исключению недобросовестного посредничества, недопущению фактов неэффективного использования бюджетных средств, данный вопрос остается на жестком контроле в Комитете.

Комитет государственного контроля Гродненской области

Текст: Главный администратор