Дальнобойщица Александра Ластовская: «Когда выезжаю в рейс, настраиваю себя, что всё будет хорошо»

15:35 / 28.10.2021
1769
Есть такая… ну, скажем так,  игра. Увидишь незнакомого человека – и начинаешь придумывать ему характер, привычки, судьбу, пытаясь угадать кем он работает, какой у него характер, кто ждёт его дома, что он предпочитает на ужин… А потом, если есть такая возможность, интересно проверить, насколько оказался прав.

Признаюсь: если бы довелось «поиграть в судьбу» моей героини, безусловно проиграла бы. Даже в голову не могло прийти, что эта стройная женщина со стильной причёской и модным маникюром – водитель большегрузного автомобиля. Я не представляла, что наши белоруски на такое способны. Конечно, тем, что за рулём теперь каждая вторая представительница давно не слабой половины человечества, никого сегодня не удивишь. И женщины-таксисты уже не редкость. Но чтобы наша сестра –  на фуре, в которую 
ещё нужно подумать, как забраться, неделями в рейсе, вдали от дома?! Да ладно!

Но вот передо мной сидит, немного смущаясь – не привыкла к вниманию прессы, – моя новая знакомая Александра Ластовская. Моложавая, красивая, ухоженная. Дальнобойщица…  Даже слова такого нет – его недавно придумали, может, я и придумала? А она, представительница этой профессии, – есть!

Ошибка природы

– Природа со мной ошиблась, – улыбаясь, говорит Александ­ра. – Я должна была родиться мальчиком. Во всяком случае, папа очень хотел сына – в семье к тому времени уже подрастали две дочки.

Но Александра – или кто там отвечает за то, кто должен родиться? – не оправдала ожиданий родителей… В память о своей несбывшейся мечте отец назвал третью дочку мальчишечьим именем. И предопределил её судьбу.

– Я росла пацанкой, – вспоминает Александра. – Пока сёстры, как все нормальные девчонки, в куклы да в школу играли, я не могла пройти мимо ни одной железяки. Всё детство проездила то с крёстным отцом в автобусе, то с родным – в колхозном ЗИЛе. Машина, дорога – это было единственным, что меня интересовало. 

Кстати, в Александре поиграли не только отцовские гены: мама её, Галина Ромейко, в девичестве – Василевская, была одной из первых трактористок в районе. 

Нужно ли говорить, что и замуж Александра вышла за водителя. 

Странным кажется другое: при такой увлечённости техникой водительские права она получила довольно поздно, в 32 года: дочка уже в шестой класс ходила, сын родился. Муж работал на большегрузных машинах, неделями пропадал в рейсе, она с двумя детьми – дома, в деревне, в Липках. Добраться в магазин, поликлинику, райцентр по делам – любая мелочь становилась проблемой. И это при том, что в гараже стояла машина. «Всё, больше не могу! – заявила она как-то Виктору. – Пойду учиться на права. Что я хуже всех, что ли?» 

Муж – и это тоже странно – поначалу воспротивился: какая автошкола, на кого ты Никиту оставишь, подожди немного, пока под­растёт. Но Александра настояла: пару часов присмотреть за братиком и Эрмина сможет, не маленькая уже, а мне права теперь нужны как никогда. 

И муж сдался…

1.jpg

Одна мечта на двоих

Александра выучилась и получила права без особых проб­лем. И главный водительский документ использовала не для самоутверждения и не в качестве сувенира: дескать, я это сделала!

Посмотрев, как лихо, не хуже его самого, жена управляется с машиной, Виктор как-то полушутя-полусерьёзно предложил:

– Не хочешь категории «С» и «Е» получить?

– Хочу! – ответила она без раздумий.

Обучение на профессиональные водительские категории стало подарком мужа к её дню рождения. Она училась, сдавала, получала новые категории, карточку водителя – и они мечтали: вот дети подрастут – и станут они вместе  колесить по дорогам. 

Генеральную репетицию своей мечты Ластовские провели в 2017 году, когда Александра получила все необходимые документы. Студентка Эрмина приехала на каникулы и осталась за хозяйку, а супруги-водители отправились в рейс, да не куда-нибудь, а в Испанию.

– Не думайте, я не в качестве пассажира или туриста ездила – работали на равных, – рассказывает женщина. – Четыре с половиной часа муж за рулём, столько же – я. Всё по-взрослому!

– Ты молодец! – дал самую главную для неё оценку Виктор, когда вернулись. – Машину понимаешь, дорогу чувствуешь… Всё у тебя получится!  Вот закончит Никитка школу, пойдёт учиться – и станем работать в паре.

И Александра поняла: это то, о чём она мечтала всю жизнь!

Она ещё не знала, что осу­ществ­лять их общую мечту ей придётся одной. 

Лететь с одним крылом…

В 2019 году Виктора не стало. Вдруг. Он уехал в рейс – и не вернулся. 

Его нашли мёртвым в машине на территории России. Врачи констатировали острую сердечную недостаточность. 

Неверие. Отчаяние. Хлопотное возвращение тела. Похороны. Соболезнования.

И потом, когда всё закончилось, самый главный вопрос: как жить дальше? Как лететь с одним крылом? Куда? И зачем?

Когда первая, самая острая боль притупилась и высохли слёзы, решила: она должна осуще­ст­вить их общую мечту. «Пойду работать на фуру», – сказала  себе.

Решить-то легко. А вот как сделать?! Её документы и какая-никакая практика никого не убеждали: в фирмах, куда обращалась, делали большие глаза: вы? на фуру? а как колесо в случае чего поменяете?!

– Такое впечатление, что единственное, чем занимаются водители большегрузных автомобилей, – это меняют колёса! – горько улыбается Александра. 

Как ни странно, найти работу ей помог сын. Никита учится в Ошмянском аграрном колледже, а в свободное время увлекается… ну конечно же, большегрузными автомобилями!

Пока водительских прав у него нет – годами не вышел, он делает их фото- и видеосъёмку. Как-то, работая с одним дальнобойщиком, рассказал о матери и её мечте. Тот поговорил с директором фирмы, который, на счастье, оказался человеком прогрессивным и философски заметил: «А почему бы и нет! Можно попробовать». И пригласил Александру на собеседование. Они немного покатались по месту, он проверил её профессиональные навыки, а потом – вот тебе машина, груз, документы – и вперёд, на Москву!

Так в 2019 году, в 45 лет, когда многие женщины считают, что жизнь прошла и пора готовиться к пенсии,  Александра Лас­товская  круто поменяла свою судьбу  и стала первой в Островецком районе – а, возможно, и во всей Беларуси – женщиной-водителем большегрузного автомобиля, в простонародье – дальнобойщицей.

3.jpg

Жизнь её – дорога

– Ой, как страшно было в первый раз ехать в рейс самостоятельно! – вспоминает Александра. – Руки-ноги тряслись… Но ничего, потихонечку: где-то спрошу, где-то попрошу помощи – люди в основном доброжелательные, водительская взаимо­выручка – это не миф. Однажды зимой меня стянуло в кювет – пусть не первый, не второй, а только десятый, но остановился, помог выбраться.

– А как же колёса?

– Да вот как-то не доводилось, по счастью, сталкиваться ни с колёсами, ни с серьёзными поломками, – смеясь, разводит руками собеседница. – Когда выезжаю в рейс, настраиваю себя, что всё будет хорошо: благополучно пройду все таможни, доставлю груз  и вернусь домой. Так и получается!

Хотя, признаётся: женщина за рулём большегрузной машины-рефрижератора – все ещё большая редкость. 

– В Европе они встречаются чаще – как правило, работают семейные пары. На белорусских дорогах не видела никого. В России – однажды: встретились, улыбнулись друг другу – привет, коллега! – и разъехались…

Отношение к женщинам-дальнобойщицам тоже разное. В азиатских странах смотрят как на диво: фотографируют, снимают на видео. Да и братья-славяне часто отправляют варить борщи и печь пироги: дескать, куда лезешь, баба, не женское это дело! С хамами Александра обращается соответственно: если кто не понимает нормальных слов, может объяснить, что к чему, на понятном для них языке – так до некоторых лучше доходит. Она никогда не была пай-девочкой, а дорога выработала чисто мужские черты характера: решительность, твёрдость, порой – жёсткость. 

– А иначе нельзя, – утверждает женщина. – Дорога слабых не любит…

Хотя большинство, по её словам, всё же относятся с уважением, порой – восхищением: такая хрупкая с виду – и такая сильная женщина!

Да что там говорить о случай­ных знакомых – сёстры по-раз­но­му восприняли её решение стать водителем-международни­ком: одна приняла с понима­нием, вто­рая категорически воспро­­ти­ви­лась, мол, это слишком опасно.

А дети всегда на её стороне. У Эрмины уже своя, взрослая жизнь. А Никита во всём старается помочь матери. Летом она порой берёт его в рейс – и говорит, что чувствует себя намного спокойнее и увереннее, когда сын рядом. Кто знает, возможно, когда-то он поможет матери осуществить их общую с отцом мечту. 

А пока Александра, заскочив на несколько дней домой в Липки, успевает переделать нелюбимые, но необходимые женские дела: убраться-постираться, наготовить сыну еды на несколько дней, привести в порядок огород – и снова в рейс... 

2.jpg

Подписывайтесь на «Островецкую правду» в телеграм по короткой ссылке https://t.me/ostrovetsby.

И присоединяйтесь к нашему сообществу в viber  https://vk.cc/c3yHGs – будьте всегда в курсе свежих новостей из жизни Островца и Островецкого района.

 

Подписывайтесь на телеграм-канал «Гродно Медиа Group» по короткой ссылке t.me/GrodnoMediaGroup.

Телеграм-канал «Гродно Медиа Group» – это ежедневные новости районов Гродненской области и города Гродно.

Текст: Нина Рыбик
Оставить комментарий
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений