За что островчанка Елена Раткевич любит свою работу

13:04 / 10.10.2021
Её пальцы с лёгкостью двигаются по чёрно-белой палитре клавиш, рождая прекрасные звуки, на лице всегда блуждает улыбка, а глаза излучают мягкость и доброту.

Солнечная – если одним словом, то именно так можно описать учителя по классу фортепиано Елену Раткевич. Много лет назад она впервые переступила порог Островецкой музыкальной школы в качестве ученицы, а сейчас уже 21 год прививает ребятам любовь к искусству. 

С чего же всё начиналось? Об этом и многом другом Елена Раткевич рассказала в интервью. – Стать учителем детской школы искусств было мечтой или..?

2.jpg

– Скорее, счастливым стечением обстоятельств, которые определили мою судьбу. Происходило всё банально: однажды к нам в школу пришла семейная пара учителей из музыкальной школы – Александр и Галина Антановичи. Они очень живо рассказывали о том, как там интересно учится, – и мы почти всем классом пошли записываться. Но когда я объявила дома, что буду играть на баяне, мама одобрила лишь половину затеи: музыка это хорошо, но девочке больше подойдёт фортепиано. Через некоторое время этот инструмент появился у нас дома – я была им просто очарована. В музыкальной школе нам пошли навстречу и перезаписали меня в пианистки. Первый год занималась у Валентины Генриховны Рогач, но потом она ушла в декрет и я попала к Зинаиде Ивановне Клепцовой. К сожалению, её уже нет в живых, но я всегда буду ей благодарна – это был очень муд­рый, опытный и талантливейший педагог. Также отмечу учителей по сольфеджио Дануту Адольфовну Папеню, хоровому пению Ирину Анатольевну Волчек и музыкальной литературе Светлану Борисовну Поволоцкую. Благодаря всем им, я в полной мере открыла для себя прекрасный мир музыки. А дальше всё просто: я играла – получалось, меня хвалили – это нравилось, и педагог стала готовить меня к поступлению. Честно говоря, у меня даже вопроса не возникало, чтобы пойти куда-то кроме Лидского музучилища.  

– Потом не разочаровались? 

– Ни тогда, ни сейчас! Я люблю свою работу – и для этого есть масса причин. Прежде всего – уютная атмосфера. Молодых специалис­тов, тем более своих выпускников, в Островецкой школе искусств всегда встречают тепло и радушно. И Генрих Францевич Волчек во времена, когда я только начинала работать, и Марина Ивановна Орловская сейчас, создают для них максимально комфортные условия и делают всё возможное и невозможное, чтобы они остались. Я рада, что работаю именно здесь, так как просто не представляю себя в другом месте. Мне нравится заниматься с детьми, тем более у нас индивидуальная форма обучения и можно к каждому ребёнку найти подход. Ведь это не просто урок, это встреча с прекрасным – с искусством, которое предполагает определённые эмоции, настроение, стиль поведения и культуры. Этому учили меня, и это же я стараюсь передать ученикам. 

– Все дети разные – как найти нужный подход


– Через пару занятий мы привыкаем друг к другу. (Улыбается.) А методы традиционные: маленьких стараемся заинтересовать, привлечь, поощрить – то есть, метод пряника. А вот со старшими, особенно когда есть потенциал, но вмешивается лень-матушка, приходится нередко доставать кнут – и он даёт хорошие результаты. Например, недавно мне писала мама одного ученика, что благодаря занятиям на фортепиано сын стал более усидчивым, терпеливым, внимательным, старательным, начал аккуратнее писать. Сейчас она думает записать к нам и второго ребёнка. Так что уроки музыки ещё воспитывают характер и способствуют развитию положительных качеств. 

– Каким должен быть учитель школы искусств?

– Каждый ребёнок уникальный, поэтому и раскрыть хочется каждого. В первую очередь мы развиваем учеников: учим слушать, слышать и хотя бы немножко любить музыку. Естественно, ребёнок охотнее идёт на контакт, когда чувствует к себе хорошее расположение. Поэтому, как бы старомодно это ни звучало, учитель должен быть добрым, терпеливым, в меру строгим, а ещё культурным и вежливым, ведь для кого-то он может быть ориентиром и примером для подражания.

1.jpg

– А что учеников мотивирует?

– Участие в конкурсах и победы в них. Поэтому замечательно, что даже при ограничениях из-за коронавируса, есть множество интересных проектов, в которых можно демонстрировать своё творчество дистанцированно.

– Вы нередко выступаете на сцене в роли аккомпаниатора. Что нравится больше: играть или учить?

– Конечно, мне очень нравится выступать – это же такой кайф, драйв и адреналин, что не описать словами. Поэтому каждому, без исключения, работнику культуры нужно время от времени испытывать эти зажигательные эмоции. Но если обозначить что-то одно, то выбор очевиден – мне больше нравится учить детей, чтобы потом они блестяще выступали на сцене, а я буду радоваться их успехам. 

Подписывайтесь на «Островецкую правду» в телеграм по короткой ссылке https://t.me/ostrovetsby.

И присоединяйтесь к нашему сообществу в viber  https://vk.cc/c3yHGs – будьте всегда в курсе свежих новостей из жизни Островца и Островецкого района.

 

Подписывайтесь на телеграм-канал «Гродно Медиа Group» по короткой ссылке t.me/GrodnoMediaGroup.

Телеграм-канал «Гродно Медиа Group» – это ежедневные новости районов Гродненской области и города Гродно.

Текст:
Фото: Марина Мацкевич