Армия Крайова: расправа над советскими военнослужащими, грабежи мирного населения и признание вины. Подборка выдержек из протоколов допросов

09:41 / 21.04.2021
Чтобы не ошибаться в оценках событий сегодняшних дней, нужно хорошо знать историю. Только так можно четко понимать исторические корни многих звучащих сегодня заявлений, попыток неприкрытого вмешательства, особенно со стороны стран-соседок, во внутренние дела белорусского государства.

Недавняя возмутительная история, произошедшая в польской школе в Бресте с участием консула Польши, – один из таких примеров. Детям внушали, что преступник Ромуальд Райс и его группа, расстрелявшая этнических белорусов в приграничных деревнях, – герои в борьбе с коммунизмом.

Таких попыток переписать историю в собственных интересах, соседи сегодня, к сожалению, предпринимают немало. Чтобы четко видеть подоплеку этих шагов и их корыстные мотивы, нужно чаще заглядывать в прошлое, где кроются многие ответы.

В этом поможет цикл исторических публикаций в газете «Гродзенская праўда». Об истинных мотивах польской Армии Крайовой – можно прочитать здесьздесьздесь и здесь.

Армия Крайова: расправа над советскими военнослужащими, грабежи мирного населения и признание вины. Подборка выдержек из протоколов допросов

Из протокола допроса участника АК: «…12 февраля 1944 года я был зачислен резервистом в банду Рагнера, в мае принял присягу и был принят в отряд, который возглавил подпоручик «Фред», мне был присвоен псевдоним «Литвин». Наша компания участвовала в операциях против партизан всего один раз в районе деревне Альховцы, за рекой «Неман», тогда ходил целый батальон…мне известен еще один случай убийства отрядом «Рагнер». Это было до убийства лейтенанта Красной Армии. Возле шалаша Рагнера я видел лежащего связанным мужчину в штатской одежде. Через некоторое время в кустах раздались выстрелы и из дружины «Бревко» были посланы люди закопать труп убитого».

«…виновным себя в предъявленном мне обвинении признаю. Как участник АК был вооружен и выходил с отрядом «Фреда» на карательную экспедицию против советских партизан за реку «Неман», а также участвовал в арестах, расстрелах советских людей и в грабежах мирного населения».

«… мне хорошо известно, что по договоренности с немцами, они эвакуировали местечко Белица и ее район для передачи его в распоряжение нашего соединения. Что должны были делать за это мы для немецких войск, я точно не знаю, однако от своих товарищей по организации я слышал, что мы белополяки, должны были вести вооруженную борьбу с красными партизанами. Люди нашей организации вели бой с красными партизанами в районе деревни Докудово, куда приходили немцы помогать нашим людям против партизан. Соединение Рагнера проводило экспедицию против красных партизан, вела террористическую деятельность среди семей красных партизан и помогающих партизанам из числа мирного населения, разоблачавших деятельность АК. Примерно в мае 1944 года в деревне Огородники была арестована группа лиц, заподозренных якобы в связи с советскими партизанами в количестве 12-15 человек, которая была доставлена в деревню Тоболу к месту дислокации штаба Рагнера и там расстреляна.

По возвращению из-под Вильно подразделения нашей организации, оставшийся ее состав, скрывался в лесах, занимался грабежом мирного населения, арестами и казнью отдельных военнослужащих и советских людей. Я лично ходил на ограбление мирного населения 4 раза.

grodnonews.by


Текст: Главный администратор