Староверы в Спондовском крае: история, традиция, люди

14:56 / 28.07.2019
К написанию этого очерка меня сподвигло знакомство с умным интересным человеком, старовером Михаилом Лашковым, родившимся неподалеку от Клющан на территории Литвы. В прошлом военный, служивший в различных  гарнизонах от Калининграда до Владивостока, он не растерял на жизненных путях-дорогах дедовские устои и обычаи. Атеист по убеждению, религиозных праздников и традиций Михаил придерживается чисто символически и гастрономически. Но гордится тем, что крещен в старообрядчестве. 
Эта тема меня заинтересовала – ведь староверы жили и на Спондовщине, моей малой родине. А когда стала вникать  в их историю и традиции, то поразилась глубине веры, стойкости духа, верности традициям и прониклась большим уважением к старообрядцам, которые, несмотря ни на что, сохранили все это.

Староверы.jpg

Немного истории
«Старообрядцы» и «староверы», если верить словарю Даля, – слова-синонимы. Но в современных научных кругах термин «старообрядцы» считается более корректным.
Большинство читателей знает историю старообрядчества из газетных пуб­ликаций и телевизионных передач – в частности, много писали про таежных отшельников Лыковых, которых в свое время открыл журналист «Комсомольской правды» Василий Песков. 
И все же осмелюсь кратко напомнить историю.
Возникло старообрядчество в результате реформы  православной Церкви пат­риарха Никона в 1653 году. Произошел церковный раскол. Православных, отказавшихся принять новшества  патриарха, стали называть староверами. Они были преданы анафеме, против них начались гонения со стороны как властей, так и Церкви. И старообрядцы стали искать пристанища вдали от людей – среди болот, в лесах, тайге. 
Гонения усилились во время реформы Петра І. Староверов лишили всех гражданских прав. За период с 1719 по 1736 год постоянное место жительства покинули 442 тысячи приверженцев старой веры. И более 100 тысяч их переселились на белорусские земли. 
Самыми крупными центрами староверчества на территории современной  Беларуси считаются поселения около Браслава, Видз и Ветки (Полесье).  В тогдашней Речи Посполитой старообрядцы гонениям не подвергались. Более того: специальная государственная комиссия, исследовав их быт и нравы, не нашла у старообрядцев ничего крамольного и определила их как «не принадлежащих к числу опасных для государства и церкви сектантов». 
С тех пор и жили староверы на белорусских землях, сохраняя свои культурные и духовные обряды и традиции, которыми выделялись среди местного населения. 
Считается, что на Островетчине староверы жили в районе Подольцев, в местах, которые называли  Святой Русью.  Но были поселения староверов и на Спондовщине. У нас их называли коротко и лаконично – русские: парней – русачками, а девушек – русалочками. И относились к ним с  уважением.

Лаптев.jpg

Отличие от новообрядцев
Первое и главное отличие старообрядцев от новообрядцев – разночтения в религиозных текстах: после реформы за основу были приняты новопечатные греческие книги, добавлялись варианты из рукописей. 
В обрядах отличительными были незна­чительные элементы: двоеперстное крест­ное знамение новообрядцы заменили на троеперстное. Вместо «Исус», что соответ­ствовало правилам славянского написания имени Христа, стали писать «Иисус». 
У старообрядцев при крещении обязательно троекратное полное погружение в воду. Распятие – исключительно восьмиконечное. Пение унисонное. Совершение крестного хода строго по солнцу. Сохранилось старославянское написание некоторых слов: Евва, Иеросалим, Предотеча и др. 
Отличается  и архитектура храмов – у староверов она более простая и строгая.
Старообрядцы на протяжении веков не только отличались своей верой, но удивляли стойкостью духа, которую сохранили, несмотря на гонения и репрессии. Их священники идут рука об руку  с прихожанами, едят с ними с одного стола, не устраивают в храмах торговые ряды. Деньги за таинства берут только в качестве добровольного пожертвования.

svir-hram_1.jpg

 Быт и традиции
Все старообрядцы были грамотными и никогда не являлись крепостными. Благодаря  врожденной предприимчивости и изобретательности, они жили в достатке. Но предпочитали  обособленный, можно сказать, замкнутый образ жизни. 
В своих поселениях умудрялись организовать жизнь так, что почти все необходимое производилось на месте, а чего не хватало – то доставляли из других общин единоверцев. На рынке нельзя было ничего покупать, а если что-то принес, для прощения нужно было в церкви отдать сто поклонов. 
Старообрядческие семьи не разделялись: сыновья, женившись, оставались жить с родителями. Это помогало в ведении хозяйства: большая семья – большая сила. 
Старообрядцы брали в аренду у помещиков земли, озера, если сами не управлялись – нанимали работников, как правило, из новообрядцев. Молодым трудолюбивым работникам помогали создать свои хозяйства. 
Грамотность была нормой жизни староверов. Дед Михаила Лашкова Дмитрий получил образование в начале 20 века и до Первой мировой войны работал  инженером на железной дороге. Прадед Кирилл арендовал земли у помещиков.
Старообрядцы жили компактно, общиной. Они торговали льном, маслом, соленьями, сальными свечами, санями, повозками – их мужчины изготавливали зимой, когда было меньше работы. Мужей и жен брали исключительно из своих единоверцев. 
Мужчин-старообрядцев узнавали по окладистым бородам – без нее невозможно представить истинного старовера. Старообрядцы считали, что если Христос не брился – значит, и им не положено. 
Староверы не матерились. 
Для них обязательной была домашняя молитва, которой руководили старшие в семье. Иконы были литыми или писаными – староверы считали, что образ должен быть рукотворным произведением, иначе это только изображение иконы, а не сама икона. 
Детей называли именами старозаветных пророков: Нифонт, Саддока, Амос, Михей, Наум, Елисей, Исайя, Малахия, Захария, Аггей… С большим почтением относились к имени Мария: «Мы все Марьи, Мария была одна – Мать Спасителя», говорили женщины, которым выпала честь носить это имя.
У старообрядцев три главных  греха: табак, ложь и супружеская неверность.  
– А алкоголь? А убийство? – удивленно спросила я у Михаила Лашкова.  
– У нас и так никто не пьет, – пожал плечами мой собеседник. – Три рюмки в праздник – это край! А убийство – это не грех, а преступление. Грех можно искупить, преступление – нельзя!

20190520_083408.jpg

 Клющанские старообрядцы
Староверы в Клющанах жили еще до недавнего времени, принадлежали они к Швенченской религиозной общине.
Среди старообрядцев существовало два течения: поповцы и беспоповцы, которые, в свою очередь, делились на согласия и толки. Среди беспоповцев самыми крупными направлениями (согласиями) были поморское, федосеевское и филипповское. В некоторых  источниках указывается, что Швенченис был центром федосеевского старообрядчества. Но на сайте церкви  она указана как Швенченская староверческая религиозная община Древлеправославной Поморской Церкви Литвы. Клющанские староверы ходили по праздникам в эту церковь за 20 километров. 
Поселение старообрядцев возникло у Клющан в конце 19 века. Первыми здесь поселились Дементий и Акулина Головацкие, которые  приехали сюда из Царского Села и купили 16 гектаров земли. Их дочь вышла замуж за Аркадия Садовникова, с которым познакомилась на ярмарке в Швенченисе, – молодые стали жить в Клющанах. 
Кстати сказать, отец Садовникова в Швенченис переехал из Клайпеды. Он тоже познакомился на  ярмарке с девушкой, женился на ней – и остался здесь. Так что сын, можно сказать, повторил судьбу отца. В Швенченисе улица  Siauroi (Узкая), которая потом называлась Комсомольской, а теперь Струнайчо, – это поселение старообрядцев.  
В самих Клющанах  жили две семьи старообрядцев – Астафия Головацкого и Аркадия Садовникова. У Аркадия и Елены Садовниковых  было трое сыновей – Василий, Михаил, Николай и дочь Геновефа, которая и поделилась со мной своими воспоминаниями.  
Рядом с Клющанами стоял хутор Красный – это название было в особом почете у старообрядцев. На хуторе   жили семьи Меркурия и Дементия Головацких. Словом, клющанские старообрядцы – сплошь родственники.
Как уже говорилось, старообрядцы были людьми предприимчивыми. У Астафия Головацкого была машина  для чесания шерсти.  Работа у него кипела круглый год, ведь шерсть – это нитки, из которых вязали одежду и ткали покрывала, а еще из нее валяли валенки – в деревне на это был большой спрос.  Меркурий с женой  выпекали  праздничные пряники, покрытые узорчатой цветной сахарной глазурью: лошадки, петушки, цветы – предел мечтаний местной детворы. Меркурий носил их продавать на фесты в близлежащие местечки – Свирь, Лынтупы, Швенченис, Клющаны.
С приходом советской власти старообрядцы, как и прочие сельчане, вступили в колхоз и работали вместе со всеми. Как и другие, защищали Родину. К примеру, Аркадий Садовников прошел всю войну и закончил ее  на Кавказе.
Партизаны во главе с Федором Марковым 19 мая 1942 года убили гебитскомиссара Бэка и захватили документы на вывоз молодежи в Германию. Немцы тогда устроили акт мести: убили около полутысячи мирных жителей из Лынтуп и близлежащих деревень. Застрелили и ни в чем не повинного Дементия Головацкого –  он пахал поле, готовясь к весеннему севу.
Меркурий Головацкий замерз: в сильную метель сбился с тропинки, что вела к хутору, – его нашли мертвым в сугробе. 
…Один за другим представители старшего поколения старообрядцев  переместились на погост в Швенченисе, младшие уехали  из деревни, преимущественно – в Вильнюс.
Только Геновефа и старший сын Василий  из семьи Головацких создали семьи согласно законам своей общины – со староверами. Они живут в Вильнюсе. Детей стараются воспитывать согласно традициям. Геня рассказала, что в их семье сохраняются дедовские устои. В Вильнюсе на улице Дзуку есть старообрядческая церковь Успения Пресвятой  Богородицы, которую они посещают.

Прудище
Хутор Прудище находился в трех километрах от Спондов по старой дороге Спонды-Страчанка. Название его говорит само за себя: – у каждого хозяина был свой пруд, а то и два. 
Поселение возникло во второй половине 19 века. Населявшие его старообрядцы принадлежали к Свирской религиозной общине, ходили  по праздникам в Свирь  в старообрядческую церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь  действует и теперь и является памятником архитектуры. Она стоит  на улице Рыбацкой, где компактно живут староверы. По внешнему виду строение напоминает обычный сельский дом, и только два небольших купола да входная пристройка указывают, что это культовое здание. 
Там же, в Свири, староверы хоронили своих покойников. Кстати сказать, староверские кладбища всегда отличаются особым порядком: кто приезжает сюда на могилки родных – убирает все кладбище. 
Янина Матесович, жительница деревни Жукойни-Желядские, рассказала, что хутор Прудище был настоящим  райским уголком: зеркальные пруды, добротные дома, ухоженные, утопающие в  пышных садах подворья – во всем чувствовалось крепкая хозяйская рука. В Прудищах жило четыре семьи: Лаптевы, Русаловские, Позняковы, Огурковы.
Янина хорошо помнит этих людей и их житейские истории – она часто бывала на хуторе, работая у Никифора Познякова на прополке овощей. Никифор был состоятельным и предприимчивым хозяином: выращивал на продажу рассаду помидоров, капусты. У него было трое детей: дочери Аннушка и Анисья и сын Динавей.  После коллективизации Никифора Познякова назначили колхозным садоводом, выделили землю. На работу к нему направляли полеводов, летом к прополке и поливу рассады привлекали детей. 
В семьях в Прудищах росло по трое-четверо детей, все они учились в Жукойне-Желядской  школе и ничем не выделялись. С одним из «русачков» Федей Лаптевым я  училась в одном классе. Он отличался от сверстников разве что особой аккуратностью, прилежанием, вежливостью и доброжелательностью.  
Юрий Любахонский вспоминал, как в 70-х годах часто заходил в Прудище к друзьям. Рассказывал, что ему нравилось бывать у гостеприимных староверов. Кружку и посуду ему подавали отдельную, гостевую – парень воспринимал это как знак особого к нему уважения. Особенно нравилось ему слушать правильную русскую речь: дети в школе  разговаривали на местной «трасянцы».  
Как уже говорилось, первоначально старообрядцы браки заключали только со своими. Но шло время, ослабевали устои, более свободными становились нравы – и то тут, то там появлялись исключения: случалось, кто-то из староверов «поблудился», взяв в жены католичку или выйдя замуж «за поляка».
Так, сын Никифора Познякова Динавей влюбился в католичку – но отец не разрешил ему жениться на любимой. Авторитет родителей в старообрядческих семьях был непререкаем, ослушаться отца было сродни преступлению. Парень уехал в Швенченис к своим единоверцам, там и женился на девушке своей веры. Но счастья не нашел: через какое-то время Динавей покончил с собой. 
Аннушка из семьи староверов влюбилась в местного парня, но, в отличие от Динавея, вопреки воле родных вышла за него замуж – мать отреклась от отступницы. 
Михаил Лашков рассказал, как девушка из их семьи влюбилась в католика Лавриновича из Клющан и против воли родителей вышла за него замуж. Отец проклял ее – но через несколько лет простил и принял дочь с зятем: «поляк» оказался терпеливым и достойным трудягой. 
Со временем, с уходом старшего поколения, казалось бы, незыблемые устои стали расшатываться, традиции – забываться, дети и внуки старообрядцев стремились быть «как все».
– К сожалению, мы очень сильно разобщились, – посетовал в беседе со мной Михаил Лашков. –   Устои староверов ослабли в результате многовековых гонений. При Николае II было объявлено о единстве веры и служения, старообрядцы опрометчиво открыли свои схроны с иконами и книгами – а полиция их отбирала и уничтожала, непокорных – ссылала. В 1905–1917 годах был нанесен страшный удар по культуре старообрядцев, несмотря на формальное признание единоверия.
Но сильнее всех реформ на быт и сознание староверов повлияла советская власть – впрочем, страшный удар тогда был нанесен по верующим всех конфессий.
А потом ушли старики – духовный стержень семей, и вера стала чахнуть...   
В конце 80-х из Прудищ жители разъехались кто куда: в Свирь, Швенченис. Вскоре с лица земли исчезла и само поселение: заросли пруды, высохли роскошные сады… И даже название хутора уже не отыщешь ни в книге «Память», ни в  государственных реестрах – разве что в архивах… 

IMG_0666.jpg

Иоланта ВОЛУЕВИЧ.


Текст: Главный администратор