Левон Аветисян – армянин, влюбленный в Беларусь

13:21 / 22.12.2018
Энергия во всех ее проявлениях всегда была и будет двигателем жизни, причем не только отдельно взятого человека, но и мира в целом. Особенно – современного и особенно – атомная.

Завязка
За 20 лет работы в атомной энергетике Левон Амаякович Аветисян убедился в том, что будущее  человечества – в атомной энергетике: она дает новые возможности, расширяет горизонты и улучшает жизнь. 

Аветисян Левон Амаякович.jpg

Островецкая АЭС – третья атомная станция в жизни Аветисяна, которая, как только он закончил физический факультет Ереванского государственного университета, тесно переплелась с атомной энергетикой.

– После окончания университета я на три года ушел в армию. Вернулся домой, работы не было, – вспоминает Левон Амаякович. – Это были трудные 90-е годы. Друзья порекомендовали обратиться на Мецаморскую атомную станцию, что в пятидесяти километрах от Еревана. Мецамора – это город армянских энергетиков, как белорусский Островец.

За двенадцать лет работы на Армянской АЭС Левон Аветисян «вырос» до ведущего инженера. Потом получил предложение от Росатома, который не один десяток лет строит атомные станции по всему миру, поучаствовать в строительстве Иранской элект­ростанции, прошел отбор – и на шесть лет отправился на работу на Бушерскую АЭС.

11.jpg

– Родные оставались в Ереване и были против моего решения уехать, особенно жена и дочь, – говорит мужчина. – Ведь Бушер – это самый юг Ирана, Персидский залив, очень далеко от Армении. Они когда отправлялся в Беларусь, только рукой махнули – поняли, что ничего не изменить. 
Я, конечно, понимаю своих близких, но у меня принцип по жизни: специалист должен развиваться и своими знаниями помогать другим людям. А сидя на одном месте, этого не получится. Трудно? А кому сейчас легко? 

Когда учился в университете, хотел заняться наукой. Но было не до того: 1991 год, развал Союза, ни отопления в помещениях, ни света.  К тому же женился рано – в 19 лет, нужно было семью содержать. Пришлось выбирать работу. Может быть, родись я в другое время, стал бы ученым… А теперь накрепко связан с практической энергетикой. 
Уже два года Левон Аветисян живет в Островце.

– Работая в разных местах, ты впитываешь новые знания, узнаешь новых людей, их культуру, обогащаешься внутренне. Это помогает хорошо работать, – убежден начальник ядерной физической лаборатории Белорусской АЭС.
И продолжает:
– После Бушера в Беларуси я – как дома. Хоть она и далеко от Армении, но близка по духу, поэтому тут несравнимо проще жить. У нас общие корни, ваша культура – это часть нашей общей советской  культуры.


 Одним предложением
*Всегда нужно стараться быть впереди.
*Людям нужно давать возможность проявлять себя в разных местах и даже сферах – так мир будет быстрее развиваться.
*Электроэнергия – это самый доходный и необходимый товар. 
*Правила написаны, чтобы их соблюдать, но немаловажную роль в любом деле играет человеческий фактор.
*При оценке человека для меня на первом месте стоят моральные качества, а потом уже профессиональные. 


Энергия и энергетика

Теперь на Белорусской атомной станции параллельно идут этапы сооружения и пусконаладочные работы всех систем и основных узлов. Это, по мнению Левона Амаяковича, очень интересный этап для любого специалиста:
– Когда я пришел на Армянскую АЭС, там уже все было готово.  Это, конечно, приятное ощущение, когда ты пришел – а все уже работает. Но совсем другое, когда все делается на твоих глазах и, можно сказать, твоими руками. Этот этап намного важнее в формировании профессионала: если ты знаешь все этапы своей работы – ты ее не боишься. И это важно.
Проекты всех трех атомных электростанций, на которых работал Аветисян, однотипные, одинаков и принцип работы основного оборудования – на всех водо-водяной ядерный реактор. Но разница все-таки есть, хоть и небольшая – это, скорее, поправки на время: все же оно не стоит на месте.  

– У меня «под крылом» прекрасные ребята, в основном – белорусы: молодые, интересные, умные, активные, – говорит о своих подчиненных Левон Амаякович. – Я даже скучаю по ним, когда еду  на побывку домой в Ереван. Мы легко находим общий язык. Они ровесники моей дочери, почти все  пришли на станцию сразу после университета. Есть и опытные специалисты, которые, как и я, прошли долгий путь по дороге атомной энергетики, сменили не одну строительную площадку. Для такого сложного  разноуровневого объекта, как Белорусская атомная станция, опытные специалисты просто необходимы, они – локомотив всех работ.  А лучший тандем – это молодость и опыт.

4221.jpg

Руководитель должен быть и хорошим политиком, и тактиком, и психологом, считает начальник отдела. 
– Может, у человека сегодня неприятности дома, поэтому он не в духе, – рассуждает Левон Амаякович. – Завтра у него все «устаканится». А если нет – тогда можно принимать какие-то меры. Руководить сложно. Всегда нужно помнить, что в приоритете – жизнь и здоровье человека, за которым стоит семья. Это не просто персонал по списку – это люди. И вообще, все, что мы делаем – в Армении, Иране, Беларуси или где-либо еще, мы делаем для того, чтобы люди жили лучше.

Атомная электростанция – это разнопрофильное производство: химики, физики, технологи, элект­рики… Все они несут свою долю ответственности за то, что получится в результате строительства и при дальнейшей эксплуатации АЭС. И всех их, по мнению Левона Аветисяна,  объединяет энергия будущего – мирный атом. 

Рабочий день начальника ядерного отдела безопасности проходит в напряженном темпе – параллельно идет работа по всем направлениям: подготовка персонала, разработка документации, входной контроль оборудования, проверки объектов на площадке… В общем, напряженная суета, но вовсе не пустая, наоборот – очень важная, ведь отдел Левона Амаяковича занимается обеспечением ядерной безопасности строительства. 

IMG_0978.jpg

– Это как здоровье, которое нужно всегда поддерживать – в том числе и на начальном этапе, – считает мужчина. – Требования к безопасности очень жесткие и должны быть соблюдены – чтобы потом объект можно было  спокойно эксплуатировать. Нужно также заранее готовить персонал. Неправильно думать, что пока атомная станция не генерирует энергию, то с нас взятки гладки.  Мы серьезно относимся к каждому этапу работ на станции, потому что от этого зависит очень многое. Безопасность – это все, начиная с монтажа и персонала и заканчивая документацией. Если у тебя нет специалистов, то о какой безопасности может идти речь? Важно, чтобы люди не боялись того, с чем придется работать. А для этого человек должен знать, что такое ядерная энергетика. И это касается не только работников станции. Все боятся неизвестности, поэтому и не принимают новое.

 Все идет от незнания.
В вашем северном регионе как нигде нужны дополнительные мощности энергии. Она поможет строить заводы и предприятия, развивать бизнес, конкурировать на рынке услуг, развивать новые технологии. Уже завтра-послезавтра на дорогах электромобили заменят привычные бензиновые и дизельные…


Мнение
  • Печальный опыт  мешает белорусам понять все выгоды атомной энергетики и принять ее как залог дальнейшего успешного развития страны, а Островецкого района – особенно. И людям это нужно объяснять, показывать «на пальцах». Все придет в свое время. Конечно, раньше все жили без света – но как жили…

  • Атомная энергетика – это локомотив и для других направлений экономики. К примеру, ядерной медицины. Весь мир борется с раком, и в этом, как известно, помогают умеренные дозы радиации.

  • Куда девать лишнюю электроэнергию? У меня к этому подход бизнесмена: будет что продавать – найдется тот, кто захочет купить.


Крепкая связь
Никто не может сказать, где он окажется через пять-семь лет. Не загадывает об этом и Левон Аветисян.

– Мы работаем здесь, сейчас и так, чтобы выполнить свой долг хорошо. Сколько буду жить в Островце? Как минимум до тех пор, пока на Белорусской атомной не введут блок промышленной эксплуатации. Сложно находиться далеко от дома – но такова жизнь и выбранный мною путь. Жена навещает меня в Островце, а я при каждой возможности проведываю семью в Ереване. Кстати, уже купил билет домой на новогодние праздники. 

IMG_7767.jpg

В Беларуси мужчине нравится, он чувствует к ней родственную связь. Может быть, поэтому в выходные не может усидеть в четырех стенах квартиры – ему по душе отдых с друзьями-армянами, которые тоже работают на строительстве АЭС, и с коллегами-белорусами, которых он угощает фирменным шашлыком; занятия спортом и путешествия – хоть времени для этого не всегда хватает. 

– Мне понравилась старая часть города Гродно, – делится впечатлениями Левон Амаякович. – Люблю Островецкий район, особенно Гервяты, мечтаю побывать в Витебске и Полоцке – колыбели белорусской культуры, чтобы лучше понять ваш народ.  Полоцк – это как для русских Великий Новгород. 

556.jpg

О Беларуси
*Пришел как-то в местный книжный магазин, попросил белорусскую азбуку. Сказали: нет. Как это нет азбуки?! Но потом все-таки нашел.
*Смотрю белорусские каналы и стараюсь учить язык.
*Места здесь красивые. Жене, когда она приезжает в гости, временами говорю: «Все, я отсюда не уеду. Мне здесь нравится». 
Текст: