Как подсобные цеха поднимали экономику района

16:43 / 30.06.2018
Микросхемы, пуховики, соковыжималки, цветы – чего только ни производили в подсобных цехах района в 70-80 годах прошлого столетия.

Все, что у нас на столах, в магазинах – это результат работы земледельцев и животноводов: именно эти отрасли сельского хозяйства не только обеспечивают продовольственную безопасность собственной страны, но и отправляют качественные продукты питания на экспорт.

Но в нашем районе несколько десятилетий тому назад эффективно функционировала еще одна отрасль сельского хозяйства – подсобное производство. Организовывая его, преследовали несколько целей: поправить финансовое положение, обеспечить работой и закрепить на деревне молодых людей, которым, что там греха таить, не слишком хотелось идти на ферму или садиться на трактор.

1.jpg

Первопроходцы подсобного производства

Начиналось все в середине 70-х. Предприимчивый, пробивной советский «бизнесмен» Вла­димир Прохорович Шостак, имея солидные связи с деловыми людьми известной Московской парфюмерной фабрики «Рассвет», договорился о поставке в колхоз имени Куйбышева станков по изготовлению пластмассовых изделий для одеколонов, духов, косметики. Нашли помещение, рабочих рук хватало, да и заработки,  мизерные для столицы, считались вполне приличными по меркам хозяйства. Дело пошло!   

Наибольшее развитие подсобное производство в колхозе имени Куйбышева (центр – деревня Трокеники) получило во времена, когда председателем работал Виктор Николаевич Паршонок. Став со  временем примером для других, они предоставляли широкую возможность начинающим изу­чать организацию труда, знакомиться с технологией, перенимать опыт. 

Параллельно «куйбышевцы» работали в другом направлении. Построенные в деревне Петрополь теплицы вносили свой немалый вклад в финансовую стабильность коллектива. За годы «процветания» Мария Шавель со своими помощницами вырастили столько гвоздик, роз и гладиолусов, что ими можно было бы устелить дорогу от Петрополя до Трокеник, а может – и до райцентра!

2.jpg

Грибы, колбасы, тушенка

Уже через пять лет в каждом колхозе и совхозе было организовано какое-либо подсобное производство. Не все копировали «родоначальников». Кто-то запускал швейные цеха, кто-то кооперировался с предприятиями по сборке бытовой техники, налаживал связи с высокотехнологичными научными объединениями республики. А  в колхозе «Советская Белоруссия» председатель Валерий Иосифович Рунович организовал заготовку черники и белых грибов, которые затем подвергались глубокой заморозке и продавались в Литву. 

Зарождалась в районе и переработка. Первопроходцем в этом деле стал руководитель колхоза имени Чапаева (Ворняны) Марьян Вацлавович Шагун. Там построили и запустили в работу колбасный цех. Подхватил новаторство Вячеслав Иосифович Адаховский, председатель колхоза «Родина» (Гервяты), и организовал не менее сложное дело – цех по производству мясных консервов, который, кстати, в отличие от прочих подсобных цехов, востребован и сейчас.

Ермак соседям миллионы одалживал

…Когда в 1980 году Виктора Ивановича Ермака избрали председателем экономически слабого колхоза имени «Калинина» (Дайлидки), ему было над чем поломать голову. Долгосрочных и краткосрочных кредитов  у хозяйства набралось более чем на 5 миллионов рублей – сумма по тем временам внушительная. Проанализировав возможности растениеводства и животноводства, начинающий руководитель понял, что на молоке, мясе, зерне, картофеле финансовое положение быстро не поправишь. Поэтому на очередной встрече с районным руководством изложил программу действий: колхоз со­здает материально-техническую базу для подсобного цеха, от администрации района нужна поддержка в налаживании контактов с В.П. Шостаком.

Первый секретарь райкома партии Тихон Иванович Мисуно и начальник управления сельского хозяйства Николай Васильевич Галай сдержали слово: Владимир Прохорович взял шефство над колхозом, через полгода из Москвы пришли станки. 

Выполнил обещание и руководитель: за шесть месяцев в Дайлидках построили двухэтажное здание подсобного цеха, создали необходимые условия для работы и отдыха людей, смонтировали ангары для хранения сырья и готовой продукции, организовали подвоз работников и их питание. Развернувшись на всю мощь, цех обеспечивал работой в три смены 150 человек. 

Готовые изделия из пластмассы расходились по всей стране: Москва, Ленинград, Ташкент, Уфа, Казань, Краснодар. Деньги потекли в кассу. Через два года колхоз рассчитался с кредитами. Было куплено 6 зерноуборочных комбайнов, 5 кормоуборочных импортных комплексов, 2 трактора К-700. Хозяйство заасфальтировало три километра дорог. 

Финансовая стабильность позволяла руководителю помогать другим. Виктор Иванович мог с согласия правления одолжить какому-либо колхозу – естественно, без процентов – до миллиона рублей.

Именно деятельность подсобного цеха придала центральной усадьбе хозяйства новый импульс: столовая на 50 мест, общественная баня, средняя школа, ФАП, клуб, отделение связи, магазин и возрожденный не без помощи хозяйства костел уже тогда сделали Дайлидки полноценным агрогородком.

Золото возили центнерами 

Другим путем пошли в колхозе «Красный Октябрь» (деревня Мали). Его председатель Чеслав Иосифович Рынкевич не удовольствовался открытием швейного цеха и наладил деловые контакты с руководством Минского НПО «Интеграл». Хозяйство обеспечивало его коллектив картофелем, а за­водскую столовую мясом. А ди­рекция объединения нашла воз­­можным одно из звеньев технологической цепочки заключительного испытания микросхем проводить на базе «Красного Октября». 

Так в районе появилось сложное высокотехнологичное производство. Ежедневно между столицей и д. Мали курсировала грузовая машина, в закрытом кузове которой перевозились металлические опломбированные ящики. Охрану обеспечивал вооруженный сопровождающий. 

Как стало известно позже, микросхемы предназначались для военно-промышленного комплек­са и использовались в ракетостроении. А повышенные меры безо­пасности объяснялись наличием в интеллектуальном продукте драгоценного металла – золота, оборот которого за год составлял до 120 килограммов!

Как в Островце появились китайские пуховики

Не менее интересная работа шла в совхозе «Кемелишки». Его директор Иван Иванович Дужик завязал деловые отношения с Вильнюсским заводом электроприборов, наладив в хозяйстве сборку кухонных комбайнов, соковыжималок, тостеров – кстати сказать, один из них вот уже 25 лет исправно служит моему другу. В хозяйстве не хватало рабочих рук и производственных помещений  – и Иван Иванович решил привлечь к делу горожан – и купил в Островце здание старой мельницы.

На этом фантазии Ивана Ивановича не закончились. Человек коммуникабельный, имеющий оп­ре­деленные склонности к аван­тюриз­му и принятию нестандартных ре­шений, он никогда не останавливался на достигнутом и с за­видной настойчивостью искал что-то новое, интересное, необычное.

Кто бы мог подумать, что простой руководитель, крестьянин за четверть века до теперешних тесных дружеских всесторонних отношений Республики Беларусь с Китаем сможет протоптать тропинку в Поднебесную? С помощью специалистов и иностранного капитала из Китая он решил наладить пошив и реализацию курток из гусиного пуха. Улетев командировку за тридевять земель, он без особого труда договорился с одной компанией, которая согласилась взяться за реализацию этого проекта, – но с условием гарантий высокопоставленного должностного лица. 

И это для Дужика оказалось не проблемой. Поехав в облисполком, Иван Иванович доступно и убедительно изложил бизнес-план будущего соглашения – и уже через две недели с губернатором Гродненской области Семеном Николаевичем Домашем вылетел в Китай. На радость оптимистов и к огорчению скептиков контракт был подписан! Через месяц иностранные специалисты уже обучали местных швей новому ремеслу, а первый вагон с сырьем тут же пустили в дело. Через некоторое время часть жителей района стала ходить в похожих пуховиках синего, зеленого, розового цветов. Изделия в  шутку называли «ленивцами»: заношенную внешнюю часть куртки не обязательно было стирать – их выворачивали на изнанку, и получалась опять чистая куртка, только другого цвета!

К сожалению, долгожителем этот проект не стал. Существующая в середине 90-х в России нестабильность, вседозволенность с элементами анархии не позволяли организовать надежные поставки из Китая. После того как по дороге в Беларусь пропало два вагона с сырьем, китайская компания расторгла договор. Так закончилась эта удивительная история и завершилась маленькая эпоха процветания и благополучия совхоза «Кемелишки».

А не вспомнить ли былое?..

Если оценивать работу подсобных цехов в целом, то необходимо отметить, что это, во-первых, был солидный дополнительный источник поступления денежных средств в экономику хозяйств. Во-вторых, «третья отрасль» обеспечивала работой 1 200 человек в районе, 80% из которых составляла молодежь от 18 до 35 лет – хороший резерв для решения демографических вопросов и текущих хозяйских дел в период напряженных полевых работ: подбора камней, уборки льна, картофеля, заготовки сена.

Теперь государственной программой поддержки, развития и возрождения села предусматривается передача слабых хозяйств в ведение крупных предприятий и частному бизнесу. Знаю достоверно, что такая тяжелая ноша под силу далеко не каждому. А вот если бы открывали малые производства наподобие бывших островецких, результативности и пользы, мне кажется, было бы больше. Иногда полезно возвращаться к проверенному прошлому – ведь Островетчина в этом вопросе считалась школой передового опыта для всей республики. 

Если получалось тогда – то почему не может получиться сегодня?!

Виталий Бондарик.


Текст: Главный администратор