Беседа со священником Гергием Савицким о белорусских святых

08:16 / 16.10.2017

Даже убежденные атеисты, когда прижмет, поминают Бога в надежде: а вдруг поможет?.. Даже те, кто не очень знаком с историей православной церкви и житиями святых, что-то слышали о чудесах, которые совершаются по молитве к Матроне Московской или Ксении Петербургской. Будучи в древнем Полоцке, каждый с особым трепетом посещает построенную преподобной Ефросиньей в 12 столетии церковь и стремится приложиться к раке с ее мощами.
Святые – кто они? Как обычный человек после смерти может быть причислен к лику святых? К кому из них и в каком случае можно обращаться? Сколько в сонме святых наших земляков – белорусов?
Об этом и не только мы поговорили в очередной беседе с благочинным Островецкого благочиния отцом Георгием Савицким.

DSC_0008.jpg

– Батюшка, расскажите, как становятся святыми? Вот жил человек праведной жизнью, молился, соблюдал посты, помогал людям – и умер… И что, его могут причислить к числу святых?

– Все не так просто. Поначалу святой канонизируется как местночтимый в пределах одной епархии. Я работаю в комиссии по канонизации святых Лидской епархии. Сейчас наша комиссия готовит документы к канонизации протоиерея Иосифа Каяловича – он в начале прошлого века служил в Лиде священником, погиб мученической смертью от рук польских легионеров: был зверски замучен – пострадал за веру.
Процесс канонизации непрос-той и требует изучения множества документов и свидетельств людей. Святость того или иного подвижника подтверждается народным почитанием его деяний, даром чудотворения при его жизни и после смерти, нередко – наличием нетленных мощей. Хотя последнее условие не является основополагающим – ведь, к примеру, останки царской семьи уничтожали всеми возможными способами – а в конце еще облили кислотой – трудно представить, чтобы после всех этих издевательств останки остались нетленными. Хотя, если уж говорить об обретенных не так давно, в 2009 году, мощах упомянутого Иосифа Каяловича, то у него даже волосы остались нетленными – и это через почти сто лет после смерти!
Но главное условие – народное почитание, народная память. Ведь сколько поколений сменилось – а не зарастает народная тропа к могилкам Ксении Петербуржской, Матроны Московской, к мощам Преподобной Ефросиньи Полоцкой – это, да еще чудеса, которые случаются по молитве к этим и другим святым, лучше всяких документов свидетельствует об их святости.
При канонизации изучаются все документы – и случается, что в архивах находятся подтверждения того, что человек ложно свидетельствовал на кого-то – это тоже становится непреодолимой преградой на пути к канонизации.

– А есть канонизированные белорусские святые? Сколько их?
– По Благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 3 апреля 1984 года было установлено празднование Собора Белорусских Святых в Неделю 3-ю по Пятидесятнице – в третий воскресный день после праздника Святой Троицы. За двадцать с лишним лет Собор Белорусских Святых увеличился с 14 до 79 угодников Божиих.
На территории нашей епархии в Гольшанах Ошмянского района жила святая Иулиания, княжна Ольшанская. Она умерла в 16-летнем возрасте, а через сто лет после ее смерти оказалось, что мощи княжны нетленны. Более того, возле них стали происходить чудеса: люди получали исцеление от многих болезней. Сейчас ее мощи находятся в Киево-Печерcкой Лавре.


– Какие белорусские святые наиболее почитаемы в народе?
– Нельзя выделять более или менее почитаемых. 
И все же нельзя не сказать о преподобной Ефросинье Полоцкой – это не только самая, наверно, известная белорусская святая, но и великая просветительница, миротворица, храмостроительница. Ее земная жизнь полна подвигов и чудес – и после смерти те, кто усердно молится ей, получают просимое – думаю, это вам подтвердят многие жители, в том числе и нашего района.
Живший в 12-м столетии святитель Кирилл, епископ Туровский, – это столп, глыба, наставник добромыслия, проповедник, богослов-теолог, аскет, поэт и оратор, прозванный «златоустом, просиявшим паче всех на Руси».
Святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилевский – в этом году православная церковь отмечает 300-летие со дня его рождения. Это был умнейший человек своего времени, который всеми силами боролся за чистоту православия и за гражданские права православных верующих. Проницательный политик и дипломат, ученый-философ, педагог, писатель, мужественный борец за свободу совести, он собрал богатейшую библиотеку, открыл несколько госпиталей и богоделен. В 1757 году при архиерейском доме его стараниями была открыта типография, а в 1759 году – духовная семинария при Преображенском монастыре. Отстаивая право на образование для всех слоев населения, епископ Георгий также открыл школы в Быхове, Гомеле, Мстиславле, Орше, Рогачеве, других городах и селах.
Преподобный блаженный Мартин Туровский служил простым поваром при монастыре, прославился многими чудесами. Ему часто молятся хозяйки перед тем, как начать стряпню.
Продолжать можно долго: каждый белорусский святой прославился чем-то необыкновенным.

– Батюшка, вы, можно сказать, предвосхитили мой, уж простите, почти утилитарный вопрос. У нас каждый день отмечается память какого-нибудь святого – простому смертному не грех и запутаться. Причем каждому из них нужно молиться в определенных случаях: одному – когда зуб болит, другому – когда дом начинаешь строить, третьему – чтобы дети хорошо учились, четвертому, как святому Мартину Туровскому, – чтобы обед удался… Это в самом деле так важно, все это нужно знать и помнить?
– Неважно, какому святому – важно, чтобы человек помолился, начиная любое дело. Конечно, если святой в своей земной жизни был врачом, то лучше помолиться ему об исцелении от болезней, если воином – о победе над врагами, и так далее. Но если не знаете, какому святому молиться, – помолитесь Господу Богу или Матери Божией. Главное, чтобы жизнь ваша проходила с молитвой.
К лику святых ведь причисляют не люди, и даже не комиссия по канонизации – а Господь: мы – только орудие в Его руках. Может, какой-то человек был на земле великим праведником и страстотерпцем, а после смерти его все забыли – так ведь тоже бывает. Но перед Богом он все равно святой, и молитву его Господь слышит.
А может быть и наоборот: кого-то при жизни почитали, а Бог ведает о нем то, чего люди не знают. Ведь каждый живущий на земле – всего лишь человек со своими грехами, ошибками. Очень важно, успел ли человек в них покаяться – ведь, вспомните, в рай первым вошел разбойник, который висел на кресте рядом с распятым Христом и попросил «Помяни меня, Господи, во царствии твоем».
Ведь многих святых мы даже не знаем – может, и в нашем роду есть такие «не святые святые», бабушка или дедушка, которые там, на том свете, молят Бога о нас, грешных, – и своими молитвами помогают нам в этой жизни.
А нам нужно все время помнить и думать о том, как мы проживем свою земную жизнь и с каким багажом придем к ее финалу.

Беседовала Нина Рыбик.



Текст: Нина Рыбик