Кто и когда может проверять предпринимателей
На заседании экспертного совета по развитию предпринимательства Комитетом государственного контроля Гродненской области были освещены основные требования, предъявляемые к проведению проверок и иных контрольных мероприятий предпринимателей.
В целях снижения воздействия на субъекты реформирована организация контроля и надзора. Так, с 1 января 2018 г. контроль у субъектов хозяйствования может осуществляться в 4-х формах: выборочных и внеплановых проверок, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера и мер профилактического и предупредительного характера. При этом проверять вправе только те организации-контролеры, которые включены в Перечень контролирующих (надзорных) органов.
Почти вдвое сокращено число контролирующих органов и сфер контроля, по которым могут проводиться проверки. Не допускается осуществление контроля и надзора коммерческими организациями.
Новые требования к контролерам
1. Запрет на проверки в отношении объектов строительства.
С 1 января 2018 года деятельность субъектов в отношении объектов строительства не проверяется в течение 2-х лет после ввода этого объекта в эксплуатацию.
2. Ограничен период, за который может быть проведена проверка соблюдения налогового законодательства, – не более 5-ти календарных лет (ранее этот период не ограничивался).
3. Обязательное использование чек-листа.
При планировании и проведении проверок субъектов все надзорные органы, за исключением прокуратуры, обязаны использовать контрольный список вопросов – чек-лист, по которому проводится опрос по соблюдению требований законодательства.
С такими списками вопросов можно ознакомиться на официальных сайтах соответствующих контролирующих органов.
4. Проверяются только те сведения и документы, которые субъект обязан иметь, вести и составлять в соответствии с законодательными актами.
5. Расширен круг лиц, которым предоставляется право обжалования решений контролирующих органов, а также действий их должностных лиц.
Сейчас такое право имеет каждое лицо – даже бывший работник субъекта, – которое полагает, что данные решения и действия нарушают его права или законные интересы. Ранее это мог сделать только проверяемый субъект.
ВАЖНО
Проведение выборочных проверок предусмотрено с 1 января 2019 года.
Отбор кандидатовдля таких проверок будет проводиться с учетом критериев оценки степени риска совершения субъектом нарушений.
Каждый контролирующий (надзорный) орган по своей сфере определяет перечень критериев и присваивает им баллы. Полученная матрица будет накладываться на подконтрольные субъекты.
Те субъекты, у которых количество баллов превысит определенный уровень, так называемый индикатор, будут отнесены к высокой степени риска и могут рассматриваться в качестве проверяемых.
Внеплановые проверки
В 2018 году при наличии установленных законодательством оснований субъекты могут быть проверены во внеплановом порядке – но только по тем вопросам, к которым относятся факты и обстоятельства, явившиеся основанием для назначения проверки.
При этом исключено более половины оснований для назначения внеплановых проверок.
Сейчас выйти на внеплановую проверку к субъекту контролеры имеют право:
– при наличии поручения Главы государства, Совета Министров;
– при получении информации о нарушениях законодательства;
– в случае использования субъектом бюджетных средств (государственного имущества, мер государственной поддержки);
– по вопросам осуществления банковской деятельности;
– при проведении процедур экономической несостоятельности (банкротства), дополнительной проверки, внеплановых тематических оперативных проверок (бывшие «рейдовые»);
– по возбужденному уголовному делу;
– при возникновении инфекционных заболеваний;
– если субъект включен в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
– по вопросам обеспечения безопасности выпускаемой или находящейся в обращении продукции.
Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера могут проводиться только теми надзорными органами и только по тем мероприятиям, которые включены в Перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера.
Меры профилактического и предупредительного характера могут проводиться всеми контролирующими органами. К таким мерам относятся: проведение мониторинга и направление рекомендаций по устранению выявленных недостатков, разъяснение порядка соблюдения законодательства и применения его положений на практике, информирование субъектов о выявляемых типичных нарушениях, проведение семинаров, круглых столов и т.п.
Если нарушил…
При обнаружении нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, субъекту может быть вынесено предложение о приостановлении деятельности или требование о приостановлении производства или реализации товаров, работ, услуг, эксплуатации транспортных средств. Ему будет предоставлено право принять решение приостановить свою деятельность. Если субъект посчитает такое действие нецелесообразным, то контролирующие и надзорные органы имеют право обратиться в суд с заявлением о таком приостановлении.
Законодателем определен перечень грубых нарушений, совершенных должностными лицами контролирующих и надзорных органов, за которые предусмотрена административная ответственность контролеров.
Контроль за выполнением требований Указа №510 как контролирующими, так и надзорными органами с 1 января 2018 г. возложен на Комитет государственного контроля.