Работа журналистов в Китае и в Беларуси: что у нас общего и чем мы отличаемся?
09:01 / 19.07.2019
В перерывах между официальными встречами, где, как и положено в таких случаях, звучали обоюдные заверения в дружбе, сотрудничестве и том, что «белорус с китайцем – братья навек», с обменом сувенирами и протокольным фото на память, в процессе «обзорных экскурсий» по редакциям и просто общения мы пытались подсмотреть-выведать-услышать, как же работают китайские коллеги, что общего у СМИ наших двух стран и чем мы отличаемся.
Хотя конечный продукт нашей деятельности в Китае и в Беларуси мало чем отличается – во всяком случае, по внешнему виду – содержание оценить не удалось, а вот организация работы редакций разнится существенно.
Начнем с того, что в Китае все, не только газеты, – большое и многочисленное: миллионные тиражи для них норма, количество посетителей на сайте с шестью нулями – могло быть и больше, коллектив в несколько сотен человек – а что тут такого? Принимая во внимание 1,4 миллиарда жителей страны, действительно удивляться нечему, а пытаться сравниться – что Моське тягаться со слоном. Поэтому мы пытались найти более реальные точки соприкосновения, возможности поучиться тому, как надо – или наоборот, как не стоит – делать нам.
Как я уже говорила, наш визит в Поднебесную состоялся благодаря сотрудничеству общественных журналистских организаций – Белорусского союза журналистов и Всекитайской ассоциации журналистов. У них много общего. Прежде всего то, что обе организации одним из главных направлений своей деятельности считают помощь в профессиональном обучении журналистов.
Но есть и существенные различия: членство – и, соответственно, взносы в БСЖ индивидуальные, вступить в наш союз журналистов можно, проработав в штате редакции три года, по личному заявлению при наличии двух рекомендаций более опытных товарищей. А в ВАЖ членство коллективное: в китайскую общественную журналистскую организацию вступает и платит взносы редакция того или иного издания. Размер взносов варьируется в зависимости от серьезности и, можно предположить, платежеспособности издания. Чужие деньги не считали, но чисто внешне офис ВАЖ выглядит побогаче и посолиднее нашего БСЖ.
Для любой газеты в любой стране мира важнее всего – содержание, или, как сейчас модно говорить, контент. И для всех сегодня актуально падение тиражей, что заставляет некоторых пессимистов заблаговременно заказывать поминки по печатным версиям изданий. Все уходят в интернет и социальные сети. Все думают, как монетизировать интернет-версии.
В Китае, похоже, этот процесс начался позже, чем в западных странах: во всех редакциях нам, как об особом направлении деятельности, рассказывали о «новых СМИ», которые по сути своей представляют версии газет в социальных сетях.
Возможно, это «торможение» связано с тем, что с интернетом в Китае – проблема. Не исключаю, что почувствовали ее только мы, иностранные туристы, потому что сопровождавший нас представитель ВАЖ с замечательным китайско-белорусским именем Ян «жил в интернете» всю дорогу. Но для нас зайти на привычные сайты, а тем более отправить фото или видео было почти неразрешимой задачей даже в отеле с подключенным вай-фай.
Так что сложно сказать, по какой причине развитие соцсетей в китайских СМИ только набирает обороты. Впрочем, если у начинающих миллионные просмотры и посещения – то что будет, когда китайские «новые СМИ» станут традиционными? А всем известное умение китайцев быстро запрягать и быстро ехать дает основание предположить, что и в этом они скоро будут впереди планеты всей!
Сильно отличаются в наших странах и условия труда журналистов. Кабинетной системы там – как, впрочем, и в большинстве стран западной Европы – давно нет: стол с компьютером и стул – это все твое личное пространство. В лучшем случае оно отгорожено от соседнего каким-нибудь намеком на перегородку или хотя бы стеллажом, в худшем – «эти глаза напротив» и «чувство локтя» с утра до вечера.
Китайские журналисты, большинство которых, как и везде, – женщины, пытаются как-то индивидуализировать и украсить свое рабочее место: у кого-то на столе – вазочка с цветами, у кого-то – мягкая игрушка или фотография близких, у кого-то – дорожная подушка или памятные магнитики, а у кого-то – целая коробка с «самыми необходимыми вещами»…
А что вещи могут понадобиться разные, мы убедились, задав хозяевам вроде бы простой вопрос:
– А выходные у китайских журналистов бывают?
Нас, похоже, не сразу поняли. А потом, поразмыслив, дипломатично ответили:
– У них есть отпуск!
Ну да, поиск и выдача «на гора» новостей – процесс безостановочный и у них, и у нас…
Но зато какие там в редакциях зоны отдыха! Как в лучших отелях: с мягкими креслами для релаксации, уютными столиками, цветами. Вот только, похоже, отдыхать журналистам некогда…
Тем не менее, профессия журналиста в Поднебесной, как мы поняли, довольно престижная, а оплата труда примерно в 1 000 долларов в эквиваленте при практически белорусских ценах – приемлемая.
Чтобы стать журналистом, в Китае необязательно получать специальное образование: можно, имея любой другой диплом, прийти в редакцию того или иного СМИ и стажироваться на протяжении трех лет, осваивая секреты мастерства на практике, а потом, сдав соответствующий экзамен, получить документальное подтверждение получения новой профессии.
Признаюсь, такой подход мне импонирует: я всегда была уверена, что на журфаке журналистов не готовят, в лучшем случае их стены с соответствующим дипломом покидают полуфабрикаты, в худшем – вообще профнепригодные. Но это мое сугубо личное мнение и вообще – совсем другая тема.
А вот районных газет в нашем понимании в Китае нет. Зато есть уездное телевидение!
И так называемых независимых СМИ там тоже нет: правящая коммунистическая партия подобных вольностей по идеологическому подрыву страны изнутри не допускает!
Возможно, и проблемы с интернетом – из того же источника.