Страницы островецкой истории: прошлое и настоящее финансовых органов

11:53 / 14.12.2018
В 2018 году исполняется 100 лет финансовым органам Республики Беларусь. В преддверии векового юбилея мы попытались восстановить страницы истории районного финотдела.

До войны
Островецкий район и основные органы государственного управления им были созданы в январе 1940 года.
К сожалению, сведений о деятельности районного финотдела в то время отыскать не удалось. Единственное свидетельство того, что они были, нашла нынешний начальник финансового отдела райисполкома Янина Викентьевна Киреева, когда собирала сведения об истории своей семьи. Родственники рассказали, что ее тетя, Янина Юстиновна Радюль, перед войной какое-то время работала финагентом в Гервятском сельсовете – собирала налоги. К сожалению, недолго, и уволили старательного агента по формальному признаку: у девушки не хватало образования. Но Янина Викентьевна считает, что именно тетя в то предвоенное время заложила основу их «финансовой династии».

фото011.jpg

Крайняя слева - Янина Юстиновна Радюль

Листая книгу приказов
А вот послевоенный период деятельности финансовых органов района известен неплохо – во многом благодаря тому, что сохранились книги приказов – настоящий кладезь сведений о далеком времени, о людях, что тогда работали, о событиях. Надо только уметь читать, в том числе – между строк и вместо строк.

…Школьная тетрадка в клеточку, подписанная каллиграфическим почерком «Книга приказов и распоряжений Островецкого РайФО. Начата 27 июля 1944 года». Чуть ниже уже другим почерком: «Окончена 30 сентября 1945 г. На 36 л.».

Приказ №1 по Островецкому райфинотделу Вилейской области, написанный красными чернилами – которые, кстати сказать, нисколько не выцвели, в отличие от синих, –  подписан 27 июля (напомню: Островец освободили от немцев 3 июля 1944 г.) Николаем Колгушкиным. Он предельно краток: 
«На основании решения РК ВКП(б) и Исполкома Райсовета Островецкого р-на с 25 июля 1944 г. приступаю к исполнению должности заведующего РайФО м.Островец» (стилистика и орфография документов сохранена – Н.Р.).
 И – красивая размашистая подпись.

Райфо история001.jpg


Следующие приказы касались в основном приема на работу. Это и понятно: нужно было формировать штат финотдела. 
Так, приказом №2 от 31 июля на работу в должности бухгалтера госдоходов принят житель деревни Ворняны Карачун Иван Андреевич, приказом №3 главным бухгалтером бюджета зачислен Батьковский Мечислав Иванович. Большинство приказов касаются зачисления на работу налоговых агентов и участковых инспекторов по налогам. Из этого можно сделать вывод, что основной деятельностью финансового отдела в послевоенное время был сбор налогов, и работа эта была весьма непростая: в финотделе была большая «текучка» кадров.

Кроме того, что практически у всех принятых указывается год рождения, в некоторых приказах есть уточнения. Так, Иванову Галину Петровну, которую приказом №6 от 6 августа 1944 года утвердили в должности счетовода-кассира В.-Якентанского с/совета (из этого можно сделать вывод, что счетоводы сельсоветов были в подчинении финотделов) есть уточнение: «проживающей после эвакуации в д. Субели». У Ком Николая Антоновича, которого приняли на работу на должность бухгалтера, Лемеша Семена Никифоровича – он поступил на работу налоговым инспектором по Гервятскому сельсовету, Авласенок Василия Кузьмича – налогового инспектора по Михалишскому сельсовету и других – есть пояснение: «с партизанской бригады ЦК КПБ(б)» – той самой, которая освободила от немцев Островец.

Но уже с 30 августа 1944 августа, всего через несколько дней после создания отдела, в книге появляются другие приказы – об увольнении. Причина, как правило, у всех одна: «В связи с уходом в Красную Армию». Те же Ком, Лемеш, Авгулес Бронислав Людвигович из деревни Рымдюны и многие другие проработали в финотделе чуть больше месяца, а Чиж Леонгин Станиславович из деревни Быстрица – всего  неделю.

С 1 декабря у заведующего финотделом появился заместитель – Мармер Вульф Генофович. Оклад ему утверждался на 15% ниже оклада заведующего.

Мы не знаем, какие зарплаты тогда были в райфо – косвенно об этом можно судить  благодаря приказу №49 от 4 декабря 1944 г. «На основании заявления Лукойть Казимиру Брониславовну принять на должность счетовода с ученическим сроком до 1 февраля. Обучение возложить на бухгалтера по налогам Мартиненко Нину Юстиновну с окладом: для обучаемой Лукойть К.Б. – 225 руб., и для обучающей Мартиненко Н.Ю. – 75 руб. в месяц»
Есть в книге и приказы, касающиеся трудовой дисциплины. К примеру, приказ №47 от 4 декабря 1944 года. 

«Несмотря на неоднократные предупреждения об улучшении трудовой дисциплины в ряде случаев наблюдаются нарушения трудовой дисциплины со стороны работников РайФО. До сих пор имеют место случаи выпивки в рабочее время, без разрешения уходят в магазины, на базар и т.д., на работу являются с опозданием.

Участковый инспектор Юркойть Иван Адамович во время рабочего дня часто был замечен выпившим, отчего работоспособность понижается, что привело к неточному учету объектов обложения по Шульницкому с/совету. 
За халатное отношение к своим обязанностям и выпивку во время рабочего дня участковому инспектору Юркойть Ивану Адамовичу объявить выговор».

Колгушкин Николай Степанович возглавлял райфинотдел менее пяти месяцев: приказ №59 от 25 декабря написан уже другим почерком: 
«Согласно постановления облисполкома Молодеченской области зав. Островецкого РайФО т. Колгушкина Н. от  занимаемой должности освободить с 25.12.1944 г.»
 И подпись – зав. РайФО Некрилов.

колгушкин.jpg

Колгушкин Николай Степанович

Освободили Николая Степановича от занимаемой должности не за какие-то провинности: его назначили начальником планового отдела, по сути – заместителем председателя райисполкома. 

Плановую комиссию Николай Степанович возглавлял до февраля 1950 года. Во время проведения собрания в деревне Дайлидки Николай Степанович Колгушкин вместе с председателем Дайлидского сельсовета Иваном Александровичем Ушакевичем был зверски убит бандитами.

После Николая Степановича Колгушкина три года районный финансовый отдел возглавлял некто Некрилов – не только имя-отчество его, но и инициалы известны предположительно – Т.Е. Судя по фамилии, которая часто встречается на Украине, он был направлен в Островецкий район для укрепления советской власти после освобождения.

Но порой даже скупые строки официальных приказов могут многое рассказать о человеке, который их составлял, и о том времени, когда это происходило.  
Судя по книге приказов, товарищ Некрилов был человеком строгим: приказов о наказании сотрудников намного больше, чем о поощрении – впрочем, в то послевоенное время, наверное, это было оправдано. Тем более, что финансовые инспекторы и агенты имели дело с деньгами – и не всегда, как можно судить по  книге приказов, обходились с ними добросовестно.

К примеру, приказ №77 от 28.II.1945 года – в нем 6 параграфов, и 4 из них касаются наказания нерадивых работников. Первый параграф гласит что 
«Участковый инспектор Богданович И.К. задержал на 10 дней поступления  налога на холостяков и малосемейных граждан по Островецкому с/совету. Платежные извещения по указанному с/совету увез с собой в Байканский с/совет, где проделал работу крайне неудовлетворительно…» 
Этим приказом Богдановичу И.К. объявлен выговор с занесением в личное дело.

Выговор объявлен и старшему инспектору Карачуну И.А, которому «было поручено в 3-хдневный срок произвести опись и реализацию бросового имущества в Воронском с/совете» (можно только догадываться, что это было за «бросовое имущество» в годы, когда люди массово уезжали в Польшу – Н.Р.) и который «указанную работу провел … неудовлетворительно и затратил на нее 8 дней».

Райфо история003.jpg



Хотя, начиная с августа, за нарушение трудовой дисциплины не только давали выговоры, но и отдавали под суд. Сложно сказать, какое наказание за такую провинность несли виновные на суде, но уже от одного слова становится не по себе. Скажем, «за нарушение трудовой дисциплины и развал финансовой работы по Гудогайскому с/совету отдали под суд Козича Осипа Флориановича. Под суд пошли и Юркойть Иван Адамович, Скируть Регина Фоминична. Особо ужесточились требования к трудовой дисциплине в 1946 году: то и дело встречаются приказы, где за пьянку на рабочем месте, за самовольный уход с работы отдают под суд. Причем рядом и приказы, где за похожие нарушения объявляют  выговор или строгий выговор.
Хотя были и более серьезные нарушения. Так, приказ №85 от 6.VI.45 г. гласит: 

«В связи с тем, что финагент по Ворнянскому с/совету Федоров Яков Милентьевич произвел злоупотребление и бежал со службы, считать такового отстраненным от занимаемой должности. Материалы для привлечения Федорова к уголовной ответственности передать в прокуратуру и РОНКВД». 
И подобный приказ – не единственный.

Но основная масса приказов касалась увольнения и зачисления на работу – текучка кадров в те послевоенные годы была просто фантастической! Так, к примеру, 10.ІІ.1945 года заведующий райфо написал 6 (!) приказов, в  двух из них – по пять пунктов, и большинство из них – 9 (!) – касались увольнения сотрудников. Причины разные: 
«По личной просьбе», «В связи с переходом на другую работу», «В связи с отъ­ездом на учебу», «В связи с выездом в Польшу». 

 Но были и более строгие формулировки: 
«Как несправившегося с порученной работой». 
За февраль 1945 года было уволено 15 человек, за март – 6.
В пространном приказе №86 от 5.VII.45 г. на восьми страницах анализируется работа райфинотдела в первом полугодии – для нас он ценен в первую очередь тем, что позволяет понять структуру финансового отдела. На то время в нем было несколько секций: налоговая, бюджетная, госстраха, а также отдел гос­пособий и  бухгалтерия. Если переводить на современные мерки, в состав финансового отдела входила нынешняя налоговая инспекция, управление по социальной защите населения и госстрах.

Закономерный вопрос: сколько же людей этим занималось? Это помогает понять приказ №56 от 21.IX.1946 г. 
«С целью усиления поступлений по налоговым, страховым платежам и сбору наличных по займу командировать в с/советы весь аппарат райфо и сберкассы (выходит, она в те годы тоже была при фин­отделе? – Н.Р.) сроком на пять дней…» 
– в списке 17 фамилий во главе с начальником.

О зарплатах в то время можно судить еще по одному приказу № 14 от 15.ІІІ.46 г.: 
«Установить заработную плату работникам райфо согласно квалификации и производственного стажа: 
счетоводу налоговой инспекции Ушакевичу И.А. – 300 руб. в месяц (надо полагать, это тот  самый Иван Александрович Ушакевич, который погиб вместе с Николаем Степановичем Колгушкиным  от рук бандитов в Дайлидках в 1950 году – в то время он уже был председателем Дайлидского сельсовета – Н.Р.), налоговому бухгалтеру Назаренко Н.А. – 400 руб., старшему налоговому бухгалтеру Сенють А.А. – 500 руб. в месяц…» –
и так далее, разброс зарплат варьируется от 300 до 500 руб­лей (зарплаты начальника в приказе нет – Н.Р.). 

 И при этом в следующем же приказе от 30 апреля за успешное выполнение плана мобилизации средств в первом квартале особо отличившимся выплачиваются премии  от 300 до 700 рублей. 
Много это или мало? По воспоминаниям людей того времени – совсем немного. В интернете удалось отыскать данные ЦСУ СССР о коммерческих ценах на конец 1946 года: 0,5 литра водки стоило 100 рублей, килограмм хозяйственного мыла – 135, один метр ситца – 55, мужской костюм – 3 000 руб­лей. Выжить можно было только  при  условии, что есть свое хозяйство – благо, в деревне, какой на то время был Островец, его держали все. К тому же надо помнить, что в 1946 году существовала еще карточная система – об этом свидетельствует один из приказов, который закрепляет ответственным за раздачу хлебных карточек и шестимесячных талонов секретаря т. Юркойтя. Отменили ее только в декабре 1947 года.

Некрилов на должности заведующего райфинотделом работал до 16 апреля 1947 года, когда его на этом посту сменил А.Ю. Ломакин –  к сожалению, более подробной информации о нем также нет. Правда, можно судить, что это был человек из местных, потому что уже 25 апреля на работу конюхом в финотдел был принят Ломакин Ю. – надо полагать, отец начальника. Из этого приказа следует и то, что транспортом – конем – отдел был обеспечен.
Правда, Ломакин на должности начальника райфинотдела пробыл недолго: уже в  15 августа того же 1947 года его сменил на этом  посту Кадашаев Алексей Иванович, командированный в Островецкий район 10 июля из облфо и зачисленный на должность старшего налогового инспектора, о чем свидетельствует приказ №34.  

Надо сказать, что из облфин­отдела нередко присылали «легионеров» на работу в райфо: в тот год работали на разных должностях командированные Гончарова Прасковья Евдокимовна, Семенова Мария Трофимовна, Турко Виктор Тимофеевич и прочие.  Многие из  них приходили и уходили – а Кадашаев «вырос» до начальника отдела. 

В архиве райфинотдела хранятся три книги приказов. 
Первая – на 26 листах, с 27 июля 1944 года по 3 сентября 1946 года. 
Вторая – на 33 листах, с 1 октября 1945 года по 1 сентября 1947 года.
Третья – на 98 листах (большая половина не заполнена) с 3 января 1957 года по 30 декабря того же года. 


А затем – перерыв на 10 лет, до 1 января 1957 года. 
Третья книга приказов, на 98 листах, в отличие от преды­дущих, где видны вырванные листы, прошнурована, пронумерована и попечатана сургучной печатью. Первый приказ в третьей книге, датированный 3 января 1957 годом, как и последний от 30 декабря того же года, подписан заведующим райфо Лысенко Алексеем Кузьмичем.

Райфо история002.jpg



Из книги приказов можно узнать, что в это время в райфо уже есть машина и водитель: об этом свидетельствует приказ об увольнении шофера Милешко Ивана Иосифовича.

В финотдел приезжают молодые специалисты – в частности, после окончания Гомельского финансового техникума по направлению Моло­дечненского облфинотдела в Островецкое райфо приехала Усова Людмила Николаевна, которая была назначена на должность счетовода инспекции налоговой и заготовок.

Из книги приказов видно, что в это время в райфо уже работает старшим налоговым инспектором Гаврош Евгений Николаевич, который  впоследствии, 16 января 1965 года, был назначен заведующим.
Приказ от 10 июля 1957 года свидетельствует, что райфинотдел в то время занимался еще и государственным планом по натуральным поставкам сельхозпродуктов. 

Это следует из приказа №27 от 10 июля 1957 года: 
«Трудовая дисциплина среди налоговых инспекторов райфо находится в крайне неудовлетворительном состоянии (…) Участковый налоговый инспектор Свекла И.Н. государственный план по натуральным поставкам  сельхопродуктов по участку не выполнил (…) Указание райфинотдела о взыскании недоимок по подоходному налогу с населения, а также по проверке правильности удержания налогов с зарплаты рабочих и служащих в райпотребсоюзе и райконторе райпотребсоюза не выполнен. Налоговый инспектор тов. Свекла И.Н., будучи в нетрезвом состоянии, 8 июля на протяжении 2 часов не работал (…)  Случаи нарушения трудовой дисциплины и употребления спиртных напитков в рабочее время тов. Свеклой допускались и ранее...» 

С 1 января 1958 года обязательства по обязательным поставкам сельскохозяйственных продуктов государству хозяйствами колхозников, рабочих и служащих были отменены – и в этой связи по сокращению штатов из райфо уволен инспектор налогов и хозготовок Янчевский Иван Адольфович.
И за все это тов. Свекле объявили только выговор. Вспомните приказы 1946 года, когда за несвоевременный приход на работу людей отдавали под суд!

Председатели Островецкого райфинотдела послевоенного времени

Колгушкин Николай Степановч – с 25.12.1944 по 25.12.1944 года

Некрилов Ш.Е. – с 25.12.1944 по 08.04.1947 года

Ломакин А.Ю. – с 08.04. 1947 по  15.08.1947 года

Кадошаев (инициалы неизвестны) – с 15.08. 1947 по 1949 года

Лысенко Алексей Кузьмич – с 1949 по 16.01. 1965 года

Гаврош Евгений Николаевич – с 16.01.1965 по 01.06. 1982 года

Войтеховский Николай Павлович – с 01.06. 1982 по 19.07. 2007 года

Киреева Янина Викентьевна – с 19.07. 2007 года по настоящее время


Текст: Нина Рыбик