Чиста ли экологически чистая глубинка?

13:23 / 04.04.2018
Сложилось устойчивое мнение, я бы сказал, стереотип об экологической чистоте нашей «синеокой», особенно сельской ее части. Считается, что здесь, в глубинке, вдали от крупных промышленных центров с их вредными выбросами и загазованностью, – самая лучшая экология. Живи и радуйся! 
А так ли чиста экологически чистая глу­бинка?

317327_main.jpg


Хочу порассуждать об экологии на примере не всей страны и даже не Островецкого района, а, так сказать, ареола проживания. Моя семья живет на территории заказника «Сорочанские озера». Казалось бы, какие тут, в жемчужине одного из пяти самых чистых районов Беларуси, могут быть экологические проблемы? К сожалению, они есть, и немалые…

 Раньше я относился к вопросам загрязнения природы скорее с эстетической точки зрения: неприятно среди зеленой травы и полевых цветов видеть окурки и пластиковые бутылки, наблюдать масляные разводы на речной или озерной глади, смог над городом. Мы решили уехать жить в глубинку – на хутор, поближе к природе.

Каким же было наше разочарование, когда, осмотревшись на новом месте жительства, мы увидели, что везде – начиная от территории хутора и заканчивая заповедными озерами – присутствуют следы жизнедеятельности человека в виде бытового мусора. Но самое страшное даже не это, а то, что местные жители не видят проблемы: подумаешь, мусор – его везде полно… 

Все с ностальгией вспоминают, какая раньше была природа: и рыбы было много, и зверья в лесу, и птиц. А деревенский житель раньше непременно ассоциировался со словом «здоровый». Да и сейчас многие – моя семья в том числе, – столкнувшись с экологией в городах, где невозможно самостоятельно решить вопросы чистоты воздуха или шума, выбирают жизнь в деревне.

Но готова ли сегодняшняя деревня обеспечить жителям экологически чистую среду обитания? Давайте порассуждаем… 

  ВОЗДУХ

sky_texture1969.jpg

Казалось бы, о чем говорить – у нас вокруг леса! Да, конечно, – но есть одно «но». Вспомните, что представляло собой животноводство еще пару десятков лет назад: личное подворье и небольшая ферма почти в каждой деревне. Но появилась  мощная техника, новые технологии – и количество животных на фермах исчисляется сотнями, а на самых крупных – тысячами. И надо понимать, что это мощные источники выброса метана и углекислого газа. Раньше с выбросами небольших ферм справлялись окружающие леса.  Но теперь возле ферм должны быть обширные поля, чтобы прокормить поголовье. Десятки большегрузных автомобилей едут по округе, свозя корма и работников на ферму. Как следствие, имеем локальный источник загрязнения воздуха.

  ЗЕМЛЯ  

6361225286286137411441106226_images-of-save-earth.jpg

Иногда спрашиваю себя: как земля выдерживает такое отношение человека к себе?  Мы, не задумываясь, выбрасываем тонны отходов. Подсчитано, что один человек в среднем оставляет после себя в год 340 килограммов неразлагаемого мусора. Куда он девается? В городе и крупных деревнях ЖКХ начинает организованно вывозить мусор на полигоны ТБО – а в небольших, удаленных населенных пунктах? Самые «сознательные» сжигают его – при этом в воздух выбрасываются и разносятся ветром на десятки километров опасные вещества. А в большинстве своем мусор заполняет окрестности…

-3.jpg

В любой деревне хорошим тоном считается порядок и чистота на подворье – а что за забором, в овраге, на берегу реки – это уже не проблема жителей. Почему городской обитатель платит за утилизацию ТБО, а сельский в основной своей массе – нет? Ведь куда-то мусор они вывозят – а значит, кто-то должен потратить ресурсы на его утилизацию: оставили рядом с дорогой – уберут дорожники, вывезли в лес – лесхоз. И даже если кто-то собственным транспортом вывез его на полигон ТБО, то было бы логичным компенсировать затраты собственнику полигона на его содержание.

ВОДА 


Беларусь – край озер и рек, неисчерпаемых подземных источников. 

А что на деле?  По самым оптимистичным данным, каждый третий колодец в Беларуси загрязнен нитратами. И не потому, что в деревнях плохо ведется хозяйство на подворьях – его уже почти не осталось. Основные загрязнители воды – это крупные животноводческие комплексы и удобрения с полей.  Загрязненная нитратами вода переносится на десятки километров от источника. Для примера: наш хутор стоит в лесу, до ближайшего поля – несколько километров, до фермы – также. Подсобного хозяйства на участке нет и последние  лет 10 до нас не содержалось. Тем не менее, пробы воды на нитраты показали трехкратное превышение ПДК – и нам пришлось пробурить скважину, чтобы обеспечить себя чистой водой. Сколько жителей деревень знают о качестве воды в своих колодцах и сколько из них могут позволить себе скважину?  

А есть и еще одно бедствие для воды – как, впрочем, и для всего остального, – микропластик. Признаюсь: до прошлого года я не представлял масштабы загрязнения воды пластиком. Казалось бы, ну что такого в этом пластике? Да, некрасиво, да, не разлагается столетиями – но так ли это страшно? Оказалось: страшно!   

foto_fuer_first_announcement.jpg

что такое микропластик?

Микропластик часто используют в косметике и средствах личной гигиены – это мелкие частицы, изготовленные из пластика различных видов. Одни из них достаточно большие – их можно рассмотреть, другие имеют размером менее одного микрометра. Существуют час­тицы еще меньше, так называемые наночастицы.

Пластиковые частицы включают в состав косметических средств по разным причинам. Некоторые из них регулируют вязкость продукта, другие помогают создать эффект «оптического размывания» морщин, третьи используются в качестве скрабов и солнечных фильт­ров, создают геле- и пленкообразующий эффект косметического средства. 

59841.jpg

Нередко микропластик помогает продлить срок годности продукта. 

Обычный отшелушивающий гель для душа может содержать столько же микропластиковых частиц, сколько используется для производства упаковки этого геля.
Кроме того, микропластик образуется от распада при воздействии воздуха пластиковых упаковок.

Прошлой осенью я участвовал в заборе проб воды для обнаружения микропластика. Воду забирал из реки Страча и озера Губеза.  К сожалению, пробу из реки не удалось проверить на наличие микропластика из-за высокого содержания органики в воде. А в пробе из озера микропластик был – и пусть это один из лучших показателей по водоемам Беларуси, в которых волонтеры отбирали пробы, но он есть. 

mermaids-tears-beach1.jpg

Вот к чему приводит «безобидный» мусор по берегам рек и озер… 

И это дело рук людей, что живут здесь же, рядом. 


ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Где они выращиваются? На этой же загрязненной земле, поливаются нитратной водой. Да и кто в деревнях сейчас производит продукты даже для себя – не говоря уже о продаже излишков? Да, старшее поколение по привычке пытается держать хозяйство – но эти трудоголики, к сожалению, уходят.  А их дети и внуки давно поняли, что продукты проще купить в магазине. Иногда гости нашей агроусадьбы интересуются: где можно купить домашний творог, сметану, масло? В ответ мы только разводим руками...

До недавнего времени я считал, что для того, чтобы люди оставались жить в деревне или переезжали сюда на постоянное место жительства, надо обеспечить их работой и создать условия для комфортного проживания. А теперь уверен, что  главное – жить, не разрушая природу. И это касается не только жизни в деревне, а вообще успешной жизни.

in-hand-with-nature-sustainability-efficiency-and-recycling.jpg

Нужно, чтобы земля восстанавливала свою продуктивность – и поэтому нельзя пичкать ее химией ради получения непонятно каких продуктов.

Чтобы леса успевали очищать воздух.

Чтобы воду можно было пить из реки, а не пропускать ее через сложные фильтры, получая, по сути, уже мертвую воду.

Чтобы наши потомки получили в наследие природу более чистую и богатую, чем мы с вами. 

Если, конечно, это возможно…

d935faa6f8eacc0.jpg


КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА


Анатолий ЦЕЙКО, начальник Островецкой РИ ПР и ООС:

– Проблема раздельного сбора вторичных материальных ресурсов давно перешла в разряд стратегических. Тысяча килограммов такого мусора позволяет сэкономить более четырех тысяч киловатт электроэнергии, сокращает использование первичных природных ресурсов, которые часто импортируются по высоким ценам. Результат – существенная экономия. 

При максимальном сборе вторичных ресурсов сокращается количество захораниваемых отходов. Однако в контейнеры для раздельного сбора мусора часто попадают нерассортированные отходы. Безусловно, проще сгрузить весь мусор в один пакет. А между тем есть повод задуматься: если мы используем все ресурсы на Земле, что останется нашим потомкам?

 

Александр ДОРОШЕВИЧ, 
хутор Комаришки.


Текст: Главный администратор