Фоторепортаж: строительная площадка Белорусской АЭС

13:33 / 30.06.2012
4




“Астравецкая праўда” продолжает знакомить своих читателей с ходом строительства Белорусской АЭС. Очередная порция впечатлений и размышлений от посещения строительной площадки в специальном репортаже для проекта «Белорусская атомная».


 


 


На строительной площадке впору устанавливать светофоры. Интенсивность движения десятков единиц самых разных транспортных средств на ограниченном пространстве довольно высока. Честно признаюсь: раньше подобное приходилось видеть только в кинохрониках о великих стройках еще советской поры.
Что до водителей, то им не до исторических ассоциаций. Приходится проявлять недюжинные способности в практическом применении правил дорожного движения применительно к определению приоритетов в проезде многочисленных перекрестков внутриплощадочных путей сообщений.
Наиболее интенсивное движение техники наблюдается сейчас возле котлована будущих реакторного и турбинного цехов.
Современные высокопроизводительные  экскаваторы южнокорейской фирмы «Doosan», японской «Hitachi» и английской «JCB», поблескивая на солнце полировкой,  трудятся без устали, разгибаясь только на время обеда и короткого перерыва, вызванного отъездом загруженного и подъездом порожнего грузовика. 
Разработку котлована начали немногим более двух недель назад, а от масштаба строительного объекта и объема выполненной работы уже захватывает дух.
Размеры котлована действительно впечатляют и не идут ни в какое сравнение с аналогичными объектами, разрабатываемыми, например, под строительство жилых домов, пусть даже и в несколько десятков этажей. Шутка ли – пять гектаров площади глубиной свыше пяти метров!
Всё это – плод трудов экскаваторщиков ОАО «Гроднопромстрой» и Управления механизации «Белэнергостроймеханизация». За время с начала работ они выдали «на гора» около 200 тысяч кубических метров земли из 657 тысяч, которые необходимо извлечь до завершения работ.
Кстати, глубина котлована под «ядерным островом», или, по другому говоря, в месте, где будет находиться реакторное отделение, составит почти 14 метров.
А вот под турбинный зал понадобится глубина поменьше – «всего-то» 12 метров.



Дабы экскаваторы трудились без простоев, на вывозке грунта задействованы порядка ста большегрузных автомобилей. По их регистрационным номерам можно изучать географию Беларуси. Здесь и «пятёрочки», и «троечки», и «единички», и, конечно, родные гродненские «четвёрочки».
В общей автоколонне Гродненщины Островетчина представлена автопарком № 4. С десяток 20-тонных «МАЗов» прибыли на стройку с этого предприятия.





За рулём только опытные, квалифицированные водители. Житель посёлка Гудогай Виктор Гугневич – один из них. На площадке он, можно сказать, новичок – работает только с начала месяца. До этого трудился в основном за пределами района: на Гомельщине, Могилёвщине. Теперь вот зарабатывает деньги не отрываясь от родного очага. Так и проще, и спокойнее. Да и семье легче, когда муж и отец рядом, а не за три-девять земель.
Последнее немаловажное обстоятельство привело сюда едва ли не каждого второго строителя с Островетчины. Кто испытал на себе все «прелести» работы и житья вне дома – тот поймёт, о чём речь.
Следует заметить, что островецкие шоферы водят автомобили не только с гродненскими номерами. Чеслав Янушкевич, Владимир Ляхович, Андрей Буйнаревич, Роман Боровский и еще с полтора десятка наших водителей трудятся на грузовиках «Белэнергостроймеханизации» с минской областной «пропиской».
Бронислав Милош из Мостян работает на бульдозере.
Однако, не только водителей командировал на строительство АЭС наш район.
Довольно внушительное местное представительство в администрации Управления строительства Белорусской АЭС и Дирекции строительства атомной электростанции. Не отказывает в приёме на работу жителям Островетчины в том числе и генеральный подрядчик строительства – ЗАО «Атомстройэкспорт».
Правда, всё это, как и объявления о приёме на работу самых разных категорий строительных рабочих – сварщиков, бетонщиков, каменщиков, арматурщиков, электриков – регулярно появляющиеся на страницах районной газеты, нисколько не смущает тех, кто безапеляционно заявляет: местных на стройку не берут. Мол, этот праздник не на вашей улице.
Как ни прискорбно, однако к полёту этой информационной «утки» приложил руку и наш брат-журналист. Вернее, те репортёры, которые официальному визиту на стройплощадку и общению с компетентным собеседником, предпочитают полупартизанские методы работы и обращение к «информагентству ОБС» – «одна бабка сказала». Причём в этом определении если и присутствует некая доля образности, то самая малая. Потому что, как оказывается, самыми «информированными» в делах строительства атомной электростанции некоторые издания и агентства действительно считают бабушек с соседней деревни Шульники и «ничтоже сумняшеся» выдают в своих репортажах информацию, полученную от них, как самую достоверную. 
Бабушки, стоит отметить, вполне симпатичные и честные. За словом в карман не лезут, ничего от заезжих журналистов не утаивают. Раз не работают на строительстве их дедушки, то так и говорят: не работают. Ну а уж кто там и что в результате напишет – так это им неведомо.





-- Обо мне напишите – я ведь тоже местный! – узнав про интерес журналиста, улыбнулся в открытое окно служебной «Газели» водитель Дирекции строительства АЭС Юрий Медекшо. – К тому же, «Астравецкая праўда» про меня никогда еще не писала.
И это про водителя с почти сороколетним стажем, дисциплинированного, внимательного, без единой отметки о нарушении в техническом талоне?! Исправлям несправедливость!
И на этом тему островецкого десанта на строительстве Белорусской АЭС закрываем.
Тем более, что работы на стройплощадке идут полным ходом.
В целом перемены, происходящие на площадке день ото дня, отмечаешь сразу по прибытии. Они видны, что называется, невооружённым глазом.
К примеру, еще в начале июня на месте, где будет возведен так называемый офис № 2, виднелись только сваи. Сейчас же идёт монтаж перекрытий.
Офис № 1 уже накрыт кровлей. Внутри продолжаются отделочные работы.
Какое именно меню предложат строителям островецкие повара в новой столовой, которая будет соединять два офиса, пока неизвестно. Зато уже сейчас понятно, что шикарный вид на Ворняны, открывающийся из огромных – от пола до потолка – окон столовой, безусловно, будет способствовать приятному аппетиту.
Продолжаются работы на возведении складского хозяйства участка резки кабельной продукции, которые ведет ОАО «Гроднопромстрой».



Их коллеги из Гомеля заняты возведением административно-бытового комплекса № 1.
Ошмянскому «Строителю» поручено возведение административно-бытового комплекса дирекции.
Брестские строители из «Строительного треста № 8» возводят цех предмонтажной подготовки и офис дирекции строительства АЭС.
Все здесь, на площадке строительства атомной электростанции, делается с хозяйской, рациональной основательностью. Причём как в каких-то значимых вещах, так и в мелочах. Например, в обустройстве стартовой базы механизации, где предусмотрено, кажется, всё необходимое как для работы, так и для быта строителей; в выложенных железобетонными плитами временных подъездных путях к объектам; в навесах для отдыха  строителей во время перерыва; в наличии биотуалета и отсутствии нагромождений строительного мусора возле каждого строительного объекта.
Наверное, такой подход и нужен на стройке века.


Эдуард Свирид.