Помнить об освобождении и Великой Победе призывает ветеран труда Ростислав Герт

11:06 / 30.06.2019
Бондаренко, Тарасевич, Сидоренко, Паршонок, Франченко, Игнатенко, Липские, Дубленые… – Ростислав Герт перечисляет фамилии героев Великой Отечественной, живших на Островетчине,  со слезами на глазах. С каждым из этих людей он был знаком и гордится их великим подвигом.

1.jpg

 – Жителям нашей страны – и Островецкий район не исключение –  хорошо известна роль партизан в белорусской освободительной операции. В 1944 году партизаны бригады имени ЦККПБ первыми вступили в Островец и закрепились в нем. А партизаны 16-й Смоленской бригады возводили переправу через реку Вилия в Михалишках. Многие из них остались здесь жить и работать и в послевоенные годы внесли вклад в социально-экономическое и культурное развитие района, – рассказывает Ростислав Герт.

– Я помню тот момент, когда в уже далеком 1973 году  на Островетчине проходила встреча партизан 16-й Смоленской партизанской бригады.  129 человек собрались тогда в Михалишках. Сколько было воспоминаний  – как жаль, что тогда их никто не записал. А ведь это наша история, забывать которую  нельзя.

Воспоминания переносят Ростислава Арсентьевича на его малую родину:

– 28 апреля 1944 года… Мне было 14 лет. В этот день проходила блокада партизан, находящихся на территории Копыльского и Узденского районов,  с участием  танков и пехоты. Были сожжены деревни Корзуны, Леневичи, Черничное  и половина Мрочек.

В тот день я выполнял поручение партизан: надо было перегнать через реку Лошу две коровы на территорию Узденского района.  Это можно было сделать только по наплывной переправе, расположенной при слиянии рек Вынья и Лоша, где я замешкался.

Внезапно появились три всадника-партизана. Они приказали мне немедленно убегать. И я,  убегая, попал под пулеметный огонь танков – они строчили то справа, то слева.  Упадешь – полежишь, подхватишься – и снова бежишь... Мне повезло: я  остался в живых.

А вот раненый  на переправе партизан, чтобы не попасть  в плен, подорвал себя гранатой.

Танки подошли к переправе, но форсировать реку не смогли, зато пулеметным огнем сожгли половину деревни Мрочки.

Почему я назвал этот апрельский день 1944 года блокадным? Враг предугадывал  вероятность решающего удара по освобождению Беларуси. И в связи с этим вел борьбу с народными мстителями. Но мощный удар партизан фашисты  получили под Ушачами, где под руководством легендарного партизанского командира Лобанка (кстати, я был знаком с Лобанком – он  приезжал в наш район, посещал музей имени Маркова Спондовской школы)  был осуществлен Ушачский прорыв, благодаря которому из фашистского порабощения удалось освободить  15 тысяч женщин, детей и раненых военных.

На второй день после блокады я помог партизану, который переплывал реку и утопил винтовку. Я хорошо знал реку, граблями достал это оружие и вручил его владельцу.

Домой я вернулся только через два дня. На тот момент наша деревня Роспы  и деревня Сутки Узденского района  еще были  целыми. Но вечером 11 мая  и ранним утром 12 мая 1944 года немецкие самолеты разбомбили эти населенные пункты… 

Ростислав Арсентьевич пережил тяготы  Великой Отечественной войны, участвовал в  пос­левоенном восстановлении нашей страны. Теперь он  живет в мирной процветающей республике. Но память о том, какой ценой далась Победа нашему народу, считает ветеран труда, должна жить и передаваться из поколения в поколение – чтобы больше не слышать страшных залпов орудий и не увидеть смерти близких людей!
Текст: