Николай Войтеховский мечтал стать летчиком – и 40 лет проработал финансистом

09:11 / 08.01.2019
Весьма символично, что дома двух заведу­ющих райфинотделом – светлой памяти Евгения Николаевича Гавроша, который возглавлял отдел с 1965 по 1982 год, и здравствующего Николая Павловича Вой­теховского, который  работал заведующим с 1982 до 2007 года, стоят на улице имени Колгушкина, названной в честь первого руководителя Островецкого райФО. И если послевоенную историю отдела мы пытались прочитать за скупыми строчками книги приказов того же Колгушкина и его последователей, то о событиях тридцатилетней давности рассказывает их свидетель и участник – Николай Павлович Войтеховский.

фото004.jpg

– Работать в финансовых органах я не собирался, – рассказывает Николай Павлович. – В школьные годы мечтал о профессии летчика гражданской авиации, после школы даже пробовал поступать в летное училище. Но не прошел медицинскую комиссию – и меня сразу же забрали в армию.
Служить Войтеховскому довелось три года. В школе он получил права водителя, в армии – «корочки» автослесаря и техника по ремонту дизельных автомобилей – казалось, что жизнь так или иначе будет связана с техникой.

Но не зря говорят, что человек предполагает, а Бог располагает. Вернувшись из армии, парень стал думать, куда пойти работать – и отец, работавший в то время бухгалтером в райплемстанции, вспомнил, что в райФО есть вакансия инспектора. Почему бы не попробовать? Подошел к тогдашнему заведующему отделом Гаврошу, тот предложил написать заявление.

– Почерк хороший и пишешь грамотно, – вынес он судьбоносное заключение, повертев в руках листок. – Берем!

Так с 1967 года и на всю оставшуюся жизнь Николай Павлович Войтеховский связал свою жизнь с финансовым отделом райисполкома.
Работать он начинал инспектором в инспекции госдоходов с окладом 80 рублей, плюс прогрессивка и квартальная премия, минус подоходный и холостяцкий налоги… Немного – но свои!

Инспекция госдоходов была прообразом сегодняшней инспекции по налогам и сборам: ее инспекторы начисляли налоги на, как бы теперь сказали, «юридических и физических лиц», проводили проверки – нет ли уклонений от их уплаты.


фото002.jpg


Молодого инспектора вводил в курс дела тогдашний начальник инспекции, татарин по национальности Шигидевич. А настоящим наставником ему стал светлой памяти Иосиф Станиславович Корзун, ветеран войны. К тому же работников инспекции регулярно отправляли на курсы повышения квалификации: каждый квартал, а то и чаще, вызывали на несколько дней в Гродно, каждый год посылали на месячные курсы в столицу, где лекции читали сотрудники Минфина. Оттуда Николай Павлович возвращался с густо исписанными  общими тетрадками – эти лекции затем здорово помогали в работе.

Но главным учителем была Ее Величество Практика. Надо сказать, что Николай Павлович никогда не стеснялся учиться.

– Помню, приехал на первую самостоятельную проверку в колхоз «Путь Ленина», главным бухгалтером тогда работала Валентина Николаевна Закревская. «Я к вам с проверкой, – говорю. – Но пока ничего не знаю, научите меня, пожалуйста». И учили – и Закревская, и Поберезская из СМУ, и Комков из лесхоза. Это же только кажется, что налоговики работают  исключительно с бумагами. А чтобы знать, откуда что берется и куда уходит, нужно хотя бы в общих чертах понимать производство. Когда-то Комков возил меня в лес, по делянкам, чтобы не просто рассказать, а показать, как взимается попенная плата, как правильно выписывается лесорубочный билет – за что, кстати сказать, получил выволочку от начальства: зачем, дескать, рассказываешь, как нас проверять?

Работать в те годы было сложно, причем эти трудности сегодняшним молодым не понять.

– Приезжаешь в сельсовет – надо начислить сельхозналог. Ну и начинаешь  листать похозяйственную книгу, где все записано: состав семьи, какое хозяйство держат, большой ли участок, – рассказывает Николай Павлович о своей работе инспектора. – Все нужно учесть: сколько свиней в сарае или деревьев в саду, сколько детей в семье, какого возраста – на детей ведь полагалась налоговая льгота. И ошибиться нельзя, потому что за каждым начислением стоят люди. А с другой стороны – государство, бюджет, и за ошибку ни в ту, ни в другую сторону по головке не погладят.

– Машина в райФО в то время была, хоть и слабенькая, но пользовался ею в основном начальник. Инспекторы на проверки, как правило, ездили автобусами – благо, ходили они тогда регулярно, – вспоминает Войтеховский свои первые годы работы в райФО. – Если ехали куда поближе, то вечером возвращались домой, а в Спонды, Подольцы, Кемелишки отправляли на неделю. Там снимали квартиру, платили какой-нибудь бабульке рубль в сутки – на это нам выдавали командировочные. Питались сами. А в сельмагах в то время даже пресловутой кильки в томате не было. Помню, купил в Спондах буханку черствого хлеба, банку  какого-то варенья, вышел в поле, чтоб никто не видел, пообедал… Это уже потом, когда меня назначили начальником инспекции, а в отделе, кроме машины, появился еще и мотоцикл с коляской, его мне передали – права-то были только у меня…

Но курсы – курсами, практика – практикой, а образование нужно было получить. Чеслав Лобачевский, который заочно учился в Ленинградском сельскохозяйственном институте, уговорил и друга поступать. Войтеховский выбрал тот же факультет – инженерный: это была еще одна попытка вернуться к технике… Два курса отучился, когда об этом узнали в области.

– Что ты себе думаешь?! – гремела телефонная трубка. – Мы тебя на сессии отпускаем, зарплату платим, а ты выучишься – и в колхоз инженером уйдешь? Нет, браток, так не пойдет, выбирай одно из двух: или ты переводишься на экономический факультет, или меняешь место работы…
Пришлось перевестись – снова на первый курс. Но в качестве «поощрения» Войтеховского назначили начальником инспекции госдоходов. 
А в 1982 году в Островец неожиданно приехал начальник облФО Федор Иванович Бошко. Поговорив о том, о сем с начальником и с коллективом, а затем позвал «на прогулку по городу» Войтеховского.

фото001.jpg

Коллектив райфинотдела 1984 года: И.И. Свила, В.С. Драган, В.С. Лещевская,  Л.Н. Бондарь, Белтик, М.К. Мацкевич, Г. Андралойть, Н.П. Войтеховский, Шлыкович, Ч.С. Болзан (имена двух молодых девушек не вспомнил) 

– Будем тебя назначать начальником райФО, – заявил он без обиняков. 
– Да почему меня? – не оценил тот высокого доверия. – Есть более подготовленные. Госдоходы я знаю, а бюджет – не моя сфера. И говорить я не умею, а начальнику выступать нужно, и в партии не состою…
– Говорить научишься, не велика беда, в партию примем, – парировал областной начальник. – А с бюджетом Галя Андралойть поможет разобраться, она грамотный специалист. Посоветуйся вечером с супругой, я остаюсь ночевать, завтра скажешь о своем решении.
Так Николай Павлович Войтеховский стал начальником райфинотдела.

– Бюджет тогда был дотационным, в отдельные годы до 90 процентов его составляла дотация из областного бюджета. Денег хватало – не было материальных ресурсов. В конце года была одна проблема: как освоить ассигнования? Порой 31 декабря заставлял начальников отделов что-то покупать, чтобы деньги не пропали, – вспоминает бывший заведующий.

В начале 90-ых от райФО отделилась инспекция госдоходов – она стала самостоятельной структурой, которую мы сейчас знаем как инспекцию по налогам и сборам. Возглавил ее Иосиф Иосифович Свила.


– Коллектив у нас был хороший, дружный, – вспоминает Николай Павлович. 
Он и сейчас такой – хотя кад­ры поменялись, но традиции остались. И ветеранов здесь чтут и уважают. Хотя нынешнюю заведующую райФО Янину Викентьевну Кирееву Войтеховский в свое время отказался брать на работу – даже приказ Минфина из-за этого был отменен.

– Ревизор КРУ был номенклатурой Минфина, но назначали его по согласованию с заведующим райфинотделом, – вспоминает тот курьезный случай Николай Павлович. – Ко мне приехал проситься на работу переселенец из Чернобыльской зоны Юрий Ходас, который в Хойниках работал на этой должности, знал свое дело – я ему пообещал, что возьму на работу, человек уехал увольняться. И вдруг приходит приказ Минфина, что ревизором КРУ без моего ведома назначена Янина Киреева! Ну как мне человеку в глаза смотреть? Я позвонил в Министерство, объяснил ситуацию – и министр отменил свой приказ. А Яне пообещал, что заберу ее в райФО, не через год, так через два. Так и случилось: три года она проработала в налоговой, а потом перевелась в наш отдел.

фото003.jpg

Кстати, райфинотдел – один из немногих коллективов в районе, где прежний и нынешний начальники не делят заслуги, а бывшие работники по-прежнему – члены коллектива, в горе и в радости. 
Но это, как говорится, уже совсем другая история, которую мы расскажем в следу­ющем году в  заключительном материале о сегодняшнем Островецком райФО.





Текст: Нина Рыбик