Спорплощадка: благородная профессия учителя

10:25 / 20.10.2016
4

e2672d079a25f416fcf462038e1df978Вскоре после Дня учителя в редакцию по электронной почте пришло письмо. Как это часто бывает, анонимное. И был соблазн отправить его, как и прочие подобные анонимки, в корзину. Но рука не поднялась: уж больно злободневные проблемы поднимал неизвестный автор – из тех, что ежедневно обсуждаются в учительской и околоучительской среде.


А тут весьма кстати это письмо попалось на глаза одному нашему автору, который имеет по вышеозначенной проблеме несколько иную точку зрения.


И завязался заочный спор оппонентов… Который, как нам кажется, будет интересен многим читателям. А возможно, кто-то захочет продолжить его на сайте нашей газеты. И даже не побоится при этом назвать свое настоящее имя...



(М?)учительская жизнь


Забавная вещь – время: оно меняет многое, иногда переворачивая все с ног на голову. Знаете ли вы, что в Древней Греции самыми почитаемыми людьми были учителя, а наименее уважаемыми – актеры и спортсмены? Есть о чем задуматься, правда? Неужели современный мир превращается в Римскую империю на ее закате, когда народ требовал лишь «хлеба и зрелищ»?


Так уж получилось, что среди моих друзей и знакомых много преподавателей. И у меня есть возможность видеть проблемы, о которых обычно не говорят. Вы помните слова президента о том, что надо поднимать престиж учителя? Давайте проанализируем, как это делается.


Для начала несколько слов о высшем образовании. Точнее – о том, что от него осталось. Мы стремимся сделать его доступным – но зачем? Зачем мы штампуем специалистов, ни на что не годных? Сегодня можно поступить на платное с минимальными баллами, а иногда даже не набрав порог! И это – «высшее»?!


 Хорошо, оставим баллы в покое: все мы знаем, что есть много исключений и есть старшее поколение учителей, которое в свое время усердно трудилось, чтобы получить именно эту специальность. Это достойные люди, которым, тем не менее, не хотят обеспечить достойную жизнь.


Начнем с малого, но самого важного – с зарплаты. Стыдно и смешно называть цифру, которую получают эти люди за свой поистине адский труд. Если очень повезет, можно наскрести за месяц 400 рублей – но это с премиями и надбавками. А учителя – тоже люди, у них есть семьи, дети, старые родители. Я вижу, как преподаватели пытаются выгадать лишнюю копейку, покупая товары по скидкам и следя за распродажами, отказывая себе во всем, кроме предметов первой необходимости.


Тех, кто считает, что работа учителя не заслуживает высокой оплаты, спрошу: а кто заслуживает? Кто учит врачей? Кто ищет подход к будущим талантливым ученым? Кто пытается заинтересовать детей в своем предмете, кто непосредственно влияет на выбор профессии? Очевидно: педагоги.


 Но большинство моих знакомых готовы мириться с низкой платой за свой титанический труд – угнетает их другое. На современной общественной лестнице преподаватели занимают чуть ли не самую нижнюю ступень.


Больно смотреть, как люди, прирожденные учителя, уходят из профессии потому, что не выдерживают давления. А сколько педагогов ушло из школы на смежные специальности! Сегодня они говорят, что и голова перестала болеть, и чувство тревожности куда-то ушло, и ритм жизни наладился: есть время в зеркало на себя посмотреть, в отпуск съездить.


И проблема на самом деле куда глубже, чем кажется. Мы уверенной поступью движемся к краху образовательной системы. Я не удивлюсь, если в скором времени у нас будет преобладать обучение на дому, потому что родители понимают, что их детям нужно хорошее образование – а в школе его получить становится все сложнее.


Я знаю людей, которые благодарны своим учителям; родителей, которые помнят о них. Я хочу вас попросить: не скупитесь на цветы, поздравления, звонки! От вас не убудет, если вы выскажете свою благодарность, ведь это – чуть ли не единственная вещь, которую получают преподаватели за свой титанический (или правильнее сказать «сизифов»?) труд. Вспомните своего любимого учителя и позвоните ему – в праздник или просто так! А еще лучше – пошлите официальную благодарность учителю через администрацию. Возможно, это послужит толчком – и учителя заметят, воспрянут духом и к ним вернется прежний энтузиазм.


Не знаю, кто будет учить моих детей, коль скоро я задумаю их завести, но профессия Учителя все еще остается для меня самой важной и уважаемой. И я надеюсь, что общество изменит эту патовую ситуацию к лучшему!


____________


Инкогнито из интернета.



«Старая пластинка, выщербленный край...»


Сколько себя помню, учителя жалуются на тяжелую жизнь.


Хотя нет: ветераны рассказывают, как некогда на всю деревню был один учитель – и он пользовался непререкаемым авторитетом среди сельчан. Но когда это было?


А вот с начала 90-ых, если верить учителям, они живут плохо, очень плохо и совсем уж невыносимо! Ну как же: товары по скидкам, денег хватает только на самое необходимое… Тем не менее, как посмотришь, одеты работники системы образования, слава Богу, не в обноски, и машины есть у большинства, и не самые худшие, и дома-квартиры-мебель-дачи «как у людей», и путешествовать они себе позволяют… Да и всезнающая статистика по уровню зарплаты их ставит совсем не на последнее место!


Терпеть не могу считать чужие деньги, но, прочитав письмо нашего анонимного «радетеля» за престиж учительской профессии, решила перепроверить приведенные цифры и поинтересовалась у знакомых учителей – представьте себе, у меня они тоже есть! – сколько же получают они сами и их коллеги: у всех ведь разный стаж, категория, нагрузка.  Мне рассказали, что реально – от 500 рублей (а не «400 еле наскребешь со всеми надбавками). Учитель с высшей категорией и хорошей нагрузкой может получить 800-900 рублей в месяц.


Скажете, не так уж и много? А у кого, позвольте спросить, больше? У колхозников, у продавцов, у медиков, у работников культуры? А прибавьте в число «бонусов» два месяца оплачиваемого летнего отпуска, когда есть возможность подзаработать, если уж совсем невмоготу. Где? Ну, это кто как умеет… Кто в лесу на грибах-ягодах, кто за границей на клубнике-помидорах, кто на соседской стройке, а кто и по специальности, «подтягивает» к началу учебного года соседского «недоросля». А хочется отдохнуть – так никто не запрещает: хоть на море, хоть на дачу…


К тому же у хорошего учителя в любое время года есть возможность заняться репетиторством. Ну конечно, если нынешний преподаватель некогда поступил на платное, набрав низший порог, да и учился «чему-нибудь и как-нибудь», то уж лучше ему посетовать на низкий престиж профессии, непонимание его детьми, родителями и администрацией и податься в другую сферу, подальше от педагогики – пользы будет больше всем.… 


Словом, учителя, как и все прочие наши сограждане, при желании могут заработать себе на жизнь – и делают это. Трудно? Ну а кому сейчас легко? Специалистам на ладан дышащих сельзопредприятиях, рабочим на стройке, начинающим врачам? Всем, кто работает честно, нелегко. Согласна: учителям, наверное, особенно: дети сейчас «продвинутые», за словом в карман не лезут; без ума влюбленные в своих «чад» родители готовы любому «горло перегрызть» за «не ту» отметку; администрация душит бумагами и отчетами… Но поговорите по душам с представителем любой профессии – уверена, что вам расскажут еще не такие «ужастики». Всем трудно – и все работают. Многие, не взирая ни на что, – с душой. Не зря говорят, что самая легкая работа – та, которую делаем не мы,  к тому же она и оплачивается куда выше, чем наша…


Тем не менее, кое  в чем я соглашусь с «инкогнито из интернета». В частности, в том, что престиж профессии учителя падает. Но только ли общество в этом виновато? Ну согласитесь – так ведь не бывает, чтобы вся рота шагала не в ногу! Может, и учителям, прежде чем требовать уважения, стоит оглянуться на себя и своих коллег? Все ли из тех, кто сегодня работает в школе, пришли сюда по зову сердца? Сколько пошли в педагогический за «корочками», а не за образованием и призванием – и теперь «отбывают номер» в ожидании, когда «подвернется» что-то получше? Сколько тех, кто, по воле случая работая в педагогике, тайно или явно ненавидит детей – и как при этом требовать, чтобы дети любили такого преподавателя? Так только ли общество, которое перестало ценить учителя, виновато в том, что престиж профессии учителя падает? А такие вот, с позволения сказать, учителя – не причем? Или учителя у нас – как «священная корова»: о них или хорошо – или никак?


И еще в одном не могу не согласиться со своим оппонентом: в том, что всегда были и есть в жизни каждого из нас Учителя с большой буквы. И очень надеюсь, что они будут и у наших детей, «коль скоро мы решимся их завести». А возможно, кто-то из них тоже захочет стать учителем – настоящим, таким, которому ученики всегда, а не только в праздник, принесут цветы и скажут слова благодарности и будут стараться отдать именно в их заботливые руки уже своих детей и внуков. Таких учителей обычно не бывает много – но большое счастье, если в жизни ребенка встретится хотя бы один такой Наставник.


И его престиж никогда не упадет – чтобы ни случилось в обществе и в системе образования!


_______________


Тамара РЯБИНКИНА.


Фото носит иллюстративный характер.