Комитет госконтроля Гродненской области оценил эффективность мер по сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности

15:16 / 22.09.2016
1
комитет госконтроляОб эффективности принимаемых местными органами власти мер по сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности

Комитетом государственного контроля Гродненской области в ряде исполнительных комитетов проведены контрольно-аналитические мероприятия по вопросу эффективности принимаемых местными органами власти мер по сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности.

Так, согласно информаций исполнительных комитетов о ходе реализации требований Указа Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2012 г. №100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности» (далее – Указ №100) по состоянию на 1 января 2016 г. в сельской местности Гродненской области находилось 168877 жилых домов, из них не заселенных – 45751 домов. В районные регистры учета пустующих жилых домов (далее – регистр) включен 1181 дом, исключены из регистра 397 домов. При этом отсутствовали уведомления о намерении использовать для проживания по 5731 пустующему дому. Общее количество домов, признанных ветхими по актам (заключениям) районных комиссий, составило 896 единиц.

Следует отметить, что регистры учета пустующего жилья в большинстве районов фактически заведены только с 2015 или 2016 года, а в Волковысском и Дятловском районах осуществление регистра не осуществлялось вообще, в связи с чем установить достоверность сведений, и соответственно точное количество пустующих и ветхих домов в сельской местности не представляется возможным.

Работа районных комиссий по обследованию жилых домов в сельской местности ведется формально. Отсутствует должный контроль за исполнением предписаний собственниками ветхих домов, затягиваются сроки с проведением обследования пустующих и ветхих жилых домов.

Установлены факты нарушения сроков обращения с исковыми заявлениями в суд, а также некачественной подготовки направляемых в суд материалов, в связи с чем, иски остаются без рассмотрения.

В Слонимском районе при наличии информации о 48 пустующих домах в суд подано только 1 исковое заявление о признании пустующего дома бесхозяйным.

В Свислочском и Слонимском районах работа с пустующим и ветхим жильем осуществляется только сельисполкомами, райисполкомы от данного участка работы полностью самоустранились.

Контрольно-аналитические мероприятия показали, что ни одним из райисполкомов и сельисполкомов не выполняются требования Указа №100 по государственной регистрации создания пустующих домов, признанных бесхозяйными и переданными в собственность соответствующих административно-территориальных единиц, создания земельных участков, на которых такие дома расположены, возникновения, перехода, прекращения прав на дома и земельные участки. Не осуществляются оценка жилых домов, а также постановка на баланс и принятие их к бухгалтерскому учету.

В Лидском районе в период с января 2013 года до января 2016 года не осуществлялась работа по сокращению пустующих домов, а также не осуществлялось ведение регистра, отсутствуют соответствующие заключения по ветхим домам.

Вместе с тем, при обследовании деревень Новоселки, Рулевичи, Маркути Ваверского сельсовета и хутора «Овсядово» Круповского сельского совета Лидского района установлено наличие практически в каждой деревне пустующих домов, в том числе и полуразрушенные, необкошенные, заросшие сорняками и кустарниками.

Однако в регистр из выявленных пустующих домов в Ваверском сельском совете включены только два – в д. Селяхи, вопрос об обследовании и признании пустующими 6 домов на хуторе «Овсядово» не рассматривался.

Не уделяется должное внимание вопросу наличия пустующих домов и в Мостовском районе. Так, за период 2014 – первое полугодие 2016 года проведено только одно обследование отделом жилищно-коммунального хозяйства Мостовского райисполкома.

В Новогрудском районе имеется 193 ветхих дома, 62 из которых не имеют собственников. Остаются не исполненными в установленный срок 12 предписаний, в том числе о наведении порядка и вступлении в наследство. Однако, меры в соответствии с нормами Указа №100 в отношении данных ветхих домов сельисполкомами и райисполкомом не принимались на протяжении от одного до трех лет.

Аналогичная ситуация по не выполнению решений о сносе пустующих домов установлена и в Щучинском районе.

В Свислочском райисполкоме не закреплены решением исполкома за конкретными отделами обязанности по реализации требований Указа №100, не распределены функции, последовательность работы и ответственные за ее выполнение среди отделов райисполкома.

Неудовлетворительно ведется в Сморгонском районе работа по сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности, а выделенные бюджетные средства на выполнение мероприятий по их сносу ежегодно не осваиваются.

Так, в 2014 году на территории Сморгонского района насчитывалось 4315 незаселенных домов, снесено 19 домов, вовлечено в оборот 16 пустующих и ветхих домов, при выделенных 194,0 млн. рублей на конец года освоено 112,4 млн. рублей бюджетных средств (до деноминации).

Аналогично и в 2015 году насчитывалось 4309 незаселенных домов, снесено 25 домов, вовлечено в оборот 25 пустующих и ветхих дома. При этом, из средств районного бюджета выделено 254,0 млн. рублей, фактически израсходовано на снос пустующих и ветхих домов только 130,3 млн. рублей или 51%, что свидетельствует об отсутствии детального анализа фактической потребности в бюджетных средствах и реальной возможности по выполнению соответствующих мероприятий по сносу домов.

Комитет Госконтроля Гродненской области.