"Среда размышления". Когда мы станем культурными зрителями?

13:27 / 03.05.2016
6
8606ea7e542ebbaf75e10293abfe9f07Разочарование – страшная вещь. Она калечит душу, а случается – и жизнь. Рано или поздно каждый из нас испытывает такое чувство, и многие – не однажды. И хотя передать словами свои ощущения при этом невозможно, испытывающие его все-таки пытаются это сделать – чтобы успокоиться, очиститься и снова поверить…

Я начинаю разочаровываться в людях и ничем не могу изменить ситуацию, хотя каждый раз стараюсь, уговаривая себя не обращать внимания, оправдывая чужие поступки сложившейся ситуацией или жизненной необходимостью.

…Это разочарование пришло не сразу – оно мелкими порциями время от времени сваливается на мою голову, замораживая мысли и чувства. Но не тает – даже в лучах счастливых и приветливых улыбок и добрых поступков, которые окружают меня ежедневно, а замирает на время – то ли в напряженном ожидании очередной «дозы», то ли в надежде, что этого больше не произойдет. А ты вновь балансируешь на грани непонимания и возмущения, бросаешь косые взгляды, набираешь в легкие как можно больше воздуха – и ждешь, когда же это закончится. Нет, не очередной концерт или спектакль, на который идешь с удовольствием, настроившись отдохнуть, сосредоточиться на том, что происходит на сцене, на час-два погрузиться в волшебную атмосферу магического действа, которое с большим профессионализмом и огромным старанием подготовили талантливые актеры, певцы, музыканты…

Ты ждешь, когда же «культурные» зрители уладят безотлагательные дела, наконец-то усядутся на свои места и, выключив звук мобильных телефонов, хотя бы сделают вид, что смотрят и слушают.

О том, что культура наших людей не просто хромает – она зачастую отсутствует вовсе, – думается, спорить не приходится. Хотя надежда есть. Она снова пришла вместе со мной и тихонько лежит рядом с билетиком в боковом кармане. Но когда на пятнадцатой-двадцатой минуте концерта кому-то вдруг становится «очень надо», и он, подхватив под мышку свои вещи, выплывает (чтобы никому не помешать!) из зала, а потом таким же способом возвращается на место – а к нему, случается, приходится пробираться чуть ли в середину ряда, – она умирает в муках моей совести и вины перед теми, кто в этот момент дарит этому «очень надо», потрясающей красоты композицию…

Я пыталась это понять и поставить себя на место того, кому вдруг так сильно стало надо. Я даже предположила, что подвело здоровье, – а этот вопрос, безусловно, не терпит отлагательств. Но когда за первым «надо» вприсядку начинали выходить и возвращаться вторые, третьи и так далее, желание понимать пропало. И уверенность в том, что бескультурье, как ржавчина, разъедает наши души, осталась. Как и непонимание того, почему мы позволяем себе подобное. Имеем право – потому что затратили энную сумму на приобретение билета? Или потому, что соблаговолили почтить концерт или спектакль своим присутствием? И почему ни в одном столичном театре, цирке или концерте зрители не позволяют себе такого? Да и двух-, трехлетних детей на «тамошних» «взрослых» мероприятиях я не замечала. Кажется, только наши люди не могут понять, что ребенку сложно больше десяти минут усидеть на одном месте и что поразительно прекрасная, идеально исполненная «Аве Мария» в лучшем случае останется для него набором приятных звуков; что их подтанцовки-поскакушки рядом со сценой – а случалось наблюдать «мастер-класс» малышей и прямо под ногами танцующих артистов – не только мешают, причем всем: зрителям, выступающим, да и маме, внимание которой постоянно сосредоточено на том, чтобы ее чадо, вприпрыжку нарезая десятый круг по широким ступеням зала, не потерялось или ничего себе не повредило, – но и могут обернуться бедой: не заметили, толкнули, наступили …

Эмоции после очередного концерта били фонтаном, заставляя притопывать и аплодировать до боли в ладонях. И настроение было приподнятым и легким, как теплый вечер, который воздушным покрывалом удачно закончившегося дня окутал отдохнувшую душу и раскрывшееся навстречу прекрасному сердце…

И только горькое разочарование, пронзая мозг, холодным, отрезвляющим ключиком било глубоко внутри – там, где, затаившись, давно ждало своего часа, чтобы вырваться наружу.

----------------------------------

Ольга ХОТЯНОВИЧ.