Не в себе

14:00 / 18.11.2015
4
image19970060Каждое утро он проходит под окнами нашей редакции. И каждый раз, глядя на этого молодого человека, я испытываю целую гамму эмоций.
Жалость: идет он медленно и вяло, как будто «поднять – подняли, а разбудить забыли». Волосы взъерошены, глаза большие, круглые – и такие сонные! Идет он, бедненький, на работу (в этом и заключается вся прелесть жизни небольшого города: все обо всех и все или многое, даже из того, что не должны, знают) и, наверное, ругает очередное раннее утро, когда нужно заставлять себя делать то, что не хочется…
Смех: представляю, какая картина предстанет перед глазами заезжих и гостей, если каждый житель города, спешащий утром на работу, в школу или даже в детский сад, будет выглядеть подобным растерянно-сонным образом! В пору будет покрутить пальцем у виска…
И возмущение: едва проснувшись и открыв глаза, этот молодой «работяга», наверное, вряд ли даже позавтракав, вставил в уши наушники! Не знаю, какую музыку он предпочитает слушать, да и неинтересно мне это.
Важно другое. Только утром, когда в воздухе еще ощущается приятная, бодрящая свежесть, а кругом, «заливаясь» грохотом стройки, «жужжанием» автобусов-автомобилей-тракторов, снующих туда-сюда, и даже тихим топотом ног дружно разбегающихся по офисам и организациям людей, ты можешь почувствовать, что начался новый день. И день этот – со своими звуками и красками, со своим настроением – наполняет тебя энергией, заряжает хорошим настроением, пробуждает желание улыбаться – и работать. Но для того чтобы все это почувствовать, нужно не просто услышать, а хотя бы слышать!..
Страх: в «контексте» нашего небольшого города такие «меломаны» встречаются не так уж и часто – но стоит хотя бы несколько часов провести в большом городе, и приходит понимание, что такая мода рано или поздно вылезет нам боком.
Еще пять лет назад в давке столичного общественного транспорта достаточно было повернуть голову в сторону рядом стоящего человека и спросить: «Вы выходите?» Сегодня этого недостаточно – вы рискуете, что случалось со мной не раз, пока я не поняла, в чем же дело, проехать свою остановку. Увлекшись чтением электронных книг, поиском информации или общением в социальных сетях, люди вас не видят; «заткнув» уши наушниками, в которых льется-разрывается громкая музыка, они вас не слышат. И только настойчивое похлопывание по плечу «извините, можно я пройду?» может заставить их увидеть и услышать тебя. К слову, «без глаз» и «без ушей» по улицам Минска ходят не только студенты и школьники, но и люди старшего поколения. Я понимаю и принимаю тот факт, что в нашем быст-ром мире, чтобы все успевать, нужно научиться экономить время. Но я также уверена, что в этой безумной гонке мы скоро разучимся видеть, слышать и в результате понимать друг друга. А что может быть страшнее? Именно неумение людей говорить, объяснять, договариваться рано или поздно, но обязательно приводит к печальным последствиям.
...На соседней скамейке счастливо смеется ребенок. С диким ревом пронеслась красивая и дорогая машина. На противоположной стороне улицы приветливо машет рукой подруга, с которой он не виделся несколько лет. В городском парке, сидя на зеленой ветке пышнотелого каштана, жизнеутверждающими трелями заливается какая-то незнакомая птичка…
Только молодой человек, сонно бредущий по широким и светлым улицам, ничего не видит и никого не слышит – он в наушниках. Он весь в себе.
Или все-таки не в себе?..
Ольга ХОТЯНОВИЧ.