«Мой журналистский 2014-й». Александр Морозов: "Прошлый год для меня был непростым"

12:00 / 29.01.2015
5
Каким был для меня прошлый год? Однозначно – непростым.

В начале года во всем уже замечалось напряжение, вызванное событиями на Майдане, но никто не мог предположить, что в Украине сможет произойти то, что случилось потом. Еще строились планы, проводились мероприятия, писались статьи. В конце января были оглашены лауреаты литературной премии «Свой вариант» за 2013 год, и хотя я уже давно поостыл ко всяким регалиям, было приятно услышать свое имя в числе лауреатов.

В марте удалось провести презентацию очередного тома серии «Творческие силы Украины +». Ситуация в Украине продолжала ухудшаться, поэтому, помешкав еще несколько недель, мы вряд ли смогли бы собрать в Дебальцево авторов из разных украинских городов. Это был седьмой том серии. Не знаю, выйдет ли когда-либо восьмой... Соберутся ли авторы, чтобы порадовать друг друга поэзией, прозой, публицистикой? Как долго продлится эта безумная война на моей родине, сколько времени понадобится, чтобы залечить раны, которые она оставила в душах людей? Вопросы, на которые я не знаю ответов…

В марте у меня вышла первая книга «Дебальцево. Взгляд сквозь годы», в которой описывается период истории родного города от момента его возникновения до начала Великой Отечественной войны. Следующий том, как и книга «Рожденные в Дебальцево», осталась в рукописях. Более 15 лет я занимался поисковой работой, по крупицам воссоздавая историю родного города. Издам ли я их когда-либо – покажет время.

Из-за приближения к городу линии фронта пришлось отменить песенно-поэтический турнир «Рыцари слова» – во время взрывов не до песен. Свобода слова к концу весны в Украине умерла. В СМИ началась откровенная информационная война. Зомбирование и оболванивание населения приобретало ужасающие масштабы. Люди перестали понимать друг друга. Черное становилось белым, и наоборот.

Бои шли уже в Славянске и Краматорске, но еще не верилось, что все это может происходить на самом деле. Когда же с конца июля мой город оказался в эпицентре боевых действий, пришлось ощутить все «прелести» жизни в зоне ежедневных обстрелов. Городская газета «Трибуна», с которой я тесно сотрудничал, закрылась – как, впрочем, и почтовые отделения, доставляющие газеты подписчикам. Остался интернет, где на своей странице в фейсбуке я ежедневно размещал дневники, рассказывая о том, что происходило в городе. Кое-что из этих дневников публиковалось в независимых СМИ. Возможно, когда-

нибудь я издам книгу «Дебальцево на линии огня», в которой расскажу, как выживал мой город в это время.

Перечень тем для меня сузился до одной: война продолжает преследовать меня.

В конце года я с семьей перебрался в Беларусь, стал работать корреспондентом в «Астравецкай праўдзе», но война, продолжающаяся на Донбассе, меня не отпускает. Я просто не могу сейчас больше ни о чем думать. Не знаю, сколько времени должно пройти, прежде чем смогу по-настоящему интересоваться окружающей жизнью. А без этого трудно писать действительно увлеченно и интересно. Боюсь вообще охладеть к журналистике в условиях мирного существования, но во времена сумасшедшей, непонятной войны у себя на родине...

Я сам себя вырвал оттуда. Но как будто до сих пор живу там, где война не утихает. И мой город снова бомбят…

--------------------------------

Александр Морозов.