"Среда размышления". Услышав «запах трав посадки», хочу «забыть твоё лицо»

13:00 / 24.09.2014
15
В последнее время в Островец зачастили артисты разного пошиба. Все, как правило, с претензией на «звездность», на наличие в своем репертуаре «супер-», «мега-» и прочих широко известных в узких кругах их друзей и родственников шлягеров и хитов. И практически все безмерно влюбленные в себя и в свое творчество – хоть в отношении некоторых это слово так и подмывает взять в кавычки.

И я искренне сочувствую островецким зрителям: иногда не пойдешь на концерт малоизвестного артиста или коллектива, пожалеешь времени или денег – а потом те, кто оказался не таким жадным, взахлеб делятся впечатлениями и хорошим настроением, а ты в это время – на диване, в компании с хандрой… А порой пойдешь «на имя» – а там сплошная «фанера», хамство, халтура…
Для себя я эту проблему решила: иду или на артистов, пусть не примелькавшихся на телеэкране, но которых более-менее знаю и творчество которых мне близко, или на совсем неизвестных, чтобы заиметь о них собственное мнение и в дальнейшем уже точно знать, чего ждать от супер-пупер-мега-звезды – в случае, если сегодняшняя «темная лошадка» некогда станет таковой. И, кстати сказать, концерты малоизвестных артистов мне зачастую нравятся больше, чем выступления «распиаренных» – чаще всего ими же самими – «звезд». Главным образом потому, что начинающие, как правило, не «халтурят», а работают в полную силу. «Звезды» же часто пытаются «выехать» на своем имени и популярности.
Но из всякого правила бывают исключения. С одним из таких пришлось столкнуться буквально на днях, когда меня пригласили на концерт, как гласили расклеенные по городу афиши, «звезды лирического шансона», о котором я раньше слыхом не слыхивала. Я же, в свою очередь, пригласила гостившую у меня родственницу – а вдруг откроем для себя новое имя? И в предвкушении приятного вечера мы пополнили ряды редких зрителей в киноконцертном зале «Островец» – я еще по привычке посетовала: дескать, ленивый у нас народ, никуда его не вытащить, а потом еще ворчат, что жизнь в Островце неинтересная, ничего-то у нас не происходит…
Но уже через минуту я завидовала тем, кто остался дома, – даже если компанию им в этот вечер составили кот Мурзик и телевизор. Что вечер пропал окончательно и безвозвратно, поняла, как только зазвучала первая песня, в которой «шансонье» лихо «зарифмовал» строки «Звенит звонок трамвайного кольца» и «Среди них, конечно же, и я». Крестьянское воспитание, тем не менее, не позволило тут же уйти с концерта – и полтора часа я мужественно пыталась найти хоть какой-то смысл в предельно бессмысленных строчках тупых до идиотизма текстов, сопровождаемых банальной музыкой и чем-то вроде клипов, в которых смачно пили водку и гуляли по аллеям осеннего парка.
Когда поняла, что смысл найти так и не удастся,  почуствовала, что меня стала грызть недремлющая – в отличие от хозяйки: я-то умудрилась вздремнуть в диапазоне между второй и четвертой песней – совесть. Почему-то вспомнилось, сколько стихов – которые, наверное, были выстраданы долгими бессонными ночами! – я, злой и придирчивый редактор, безжалостно вернула нашим начинающим авторам, пытаясь им объяснить, что в стихотворении должны быть как минимум рифма и ритм, а самое главное – смысл и чувства! Сколько ночей они, возможно, проплакали из-за того, что я не оценила их «души прекрасные порывы»! А тут стареющий мужчинка прыгает по сцене молодым козликом и без устали кричит в микрофон: «Все это было так недавно и так бессмысленно давно, что если брать уж откровенно, то я забыл твое лицо». Или «Пусть бывают мужчины к вам порой не просты, вы простите их, женщины,
за упреки свои». Я уж молчу о «девчоночках-девчонках в коротеньких юбчонках», у которых «ножки играют (во что, интересно? – Н.Р.) от ушей» и которым «есть что показать аж от ушей». Вот вам смешно – а этот бред у них песней зовется! И за билет на концерт люди деньги платили – по полсотни белорусских, между прочим! Книгу настоящих стихов можно купить за эти деньги. Или хотя бы кусок колбасы…
Так что прошу смиренно и покорно: простите меня, все безжалостно отвергнутые мною авторы! Признаюсь: на этом концерте я поняла, что вы – гении! Ведь никто из вас не додумался написать «Приятный запах трав посадки». Или «Ты рождаешь планеты, ты рождаешь детей» (даже компьютер не понимает смысла этих фраз – настойчиво подчеркивает зеленым и требует согласовать предложение). А чего стоит просьба: «Мать, святая примадонна, помолись ты за меня…»? Мне казалось, что каждый обладатель диплома о высшем образовании – наш заезжий гастролер не преминул упомянуть о его наличии – понимает смысловую разницу между словами «святая мадонна» и «примадонна». Оказалось – не все…
Впрочем, если артист, пытаясь в перерывах между песнями острить и рассказывать о своей жизни, с раннего детства и до сего времени насыщенной любовью и признанием благодарных зрителей, без конца употребляет слово «пинжак» в отношении предмета одежды и заявляет: «Я больше люблю выступать на 12-тиструнной гитаре», то чего уж там… «Мадонна» и «примадонна» вполне сойдут за «одно лицо», к тому же «давно забытое»…
Может, нашему отделу культуры все же стоит «фильтровать» этот «базар» желающих «срубить по-легкому капустки» на нашем районном «огороде»? Во-первых, времена нынче не самые урожайные, а во-вторых, хотелось бы, отдав некую толику этой «зелени», получить взамен нечто более-менее «питательное» – в интеллектуальном, эстетическом, духовном и душевном смыслах. Тем более, что «обжегшись» на таком вот суррогате, затем и на настоящих артистов, особенно малоизвестных, люди идти не захотят: мало ли в какой «пинжак» он вырядится и на какой гитаре захочет «выступать»…


--------------------
Нина РЫБИК.


P.S. Искренне прошу прощения у тех, кому концерт понравился, – никоим образом не хотела вас обидеть. На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет… Разрешаю считать мой вкус глубоко извращенным…
Но, тем не менее, стихов без рифмы, ритма и смысла в редакцию приносить не советую – уж лучше сразу подаваться в «шансонье»…