"Среда размышления". Кто придумает прививку от зависти?

12:00 / 20.08.2014
5
Помните слова из детской песенки – «до чего дошел прогресс?!» Вот порой окинешь взглядом происходящее вокруг – и диву даешься: до чего ж он дошел, родимый! И в космос люди летают, и на дно морское опускаются, и по видеотелефону с другим концом земного шара разговаривают, и…

А уж женщины, женщины-то как этому самому прогрессу должны быть благодарны! Стирает за них машинка-автомат, варит мультиварка, убирает пылесос, от огородов большинство обладательниц городских квартир отказались – тяжело, дорого, в магазине все купить можно, да и вообще, не дело это для новоявленных принцесс да королевишен – грядки полоть. Времени теперь у них – уйма! И, естественно, у многих возникает закономерный вопрос: на что бы его потратить?

Впрочем, у имеющих нездоровую привычку поработать в свободное от основной работы время – чтобы семейный бюджет пополнить, или экологически чистый огурец вырастить, или уровень самообразования повысить, или еще одну специальность получить, или свитерок сыну новый связать, или освоить некое доселе неизведанное прикладное ремесло – такой вопрос не возникает. У них другая проблема: как бы успеть все, что надо, хочется и просят…

Но есть ведь и такие передовые представительницы женского «сословия», которые окончательно и бесповоротно избавились от пережитков прошлого в виде желания заняться чем-то полезным, и теперь используют свободное время в основном для слежки за близко и далеко лежащими, а также стоящими, идущими, едущими и т.д. – соседями и просто знакомыми.

И следят наши бдительные граждане (будем самокритичны: чаще всего – гражданки) не просто так, а с пристрастием. И пристрастие это, как правило, имеет ярко выраженный материальный оттенок: дескать, откуда у них деньги «на все это»? А если источник доходов прозрачный, то вопрос другой: а почему это у них есть, а у меня – нету?!!

Чтобы не быть голословной, перейду к фактам. На днях редакционная почта принесла анонимное письмо на 16 листах. Скажу честно: поначалу подробное описание «женщинами Островца» – так обтекаемо назвали себя авторы сего шедевра эпистолярного жанра – процесса слежки за своей знакомой во всех деталях, датах, часах и минутах развеселило. Потом, когда дело дошло до интимных подробностей личной жизни жертвы, возникло острое желание вымыть руки. Не помогло: когда, заставив себя, дочитала до конца, захотелось немедленно принять душ, причем желательно с каким-нибудь обеззараживающим средством…

Как оказалось, весь это ушат низостей, гадостей, зависти и прочих моральных нечистот был доставлен в редакцию с одной целью: сообщить, что соседка (фамилия, имя, отчество ее названы полностью – в отличие от авторов сего «помойного ведра» в конверте), хоть и на пенсии, но устроилась на работу в престижную организацию. А она ведь – такая-сякая и даже разэтакая. Редакции поручалось донести все подробности личной жизни жертвы до руководства той самой престижной организации, в которую она устроилась на работу на весьма неприметную – но, видимо, лакомую для «женщин Островца» должность. «А мы?!» – возмущенно вопрошали обиженные «следопыты», у которых, по их словам, средне-специальное и даже высшее образование – которое, тем не менее, не мешает им писать «мущины» и выда-вать прочие «перлы» «верхней» образованности и интеллекта. Далее «борцы за справедливость» подробно описывают, какая их соседка и бывшая коллега «такая-сякая и разэтакая»: когда и на какой машине она уезжала, в каком костюме и с какой прической, куда заходила и откуда выходила, во сколько и с кем возвращалась, где в это время был муж, что она ему говорила, что выгружала из багажника – и т.д., и т.п. Номер машины, правда, «следопыты» «засечь» не смогли, посетовав, что далековато было, из окна «наблюдательного пункта» (в который, надо полагать, переоборудована чья-то квартира) не разглядели. Правда, это обстоятельство не помешало им совершенно четко определить, что «глаза у нее вылезали на лоб от алкоголя и секс-любви» – почему-то это словосочетание безымянные «женщины Островца» употребляют именно в такой лексической паре, видимо, не допуская возможности существования одного без другого.

Прочитав эту квинтэссенцию человеческой зависти, злости и низости и в пятый раз вымыв руки с мылом (душа в редакции, к сожалению, нет), я попыталась переключиться на нечто позитивное. И подумала: может, стоило бы этих «не юных следопыток», обремененных неограниченными запасами свободного времени, приобщить к чему-то общественно полезному? Может, милиция или следственный комитет могли бы привлечь их в качестве своих внештатных сотрудников-осведомителей? После этого, наверное, ни одного нераскрытого преступления не осталось бы… Да и «женщины Островца», глядишь, подзаработали бы на новый костюм или прическу, чтобы наряды соседки не так глаза кололи – тем более, что работа «не пыльная», в грядках копаться не нужно. К тому же – любимая, в которой они – настоящие профессионалы: вон с каким упоением и гордостью рассказывают, как долго, упорно и целенаправленно следили за своей соседкой-коллегой.

Глядишь, с их помощью и выследили бы правоохранители, кто цветы на городских клумбах ворует, липы ломает или мусор разбрасывает, где попало. И «следопытам» занятие, и обществу польза, и соседке спокойствие…

А вообще было бы здорово, если бы ученые изобрели наконец прививку от зависти! Чтобы укололся человек – и назавтра был рад-радешенек, что сосед машину купил, дочка знакомой в престижный университет поступила, а одноклассник в конкурсе победил, а соседка, такая молодчинка, уже на пенсии – а все еще работает! Ну хоть ты возьми да по ее примеру и себе дополнительную работу найди – в Островце ведь теперь любого желающего поработать с руками оторвут!

Скажете, мои мечты – утопия? Но ведь от оспы избавились с помощью прививок и от чумы, сейчас вот с гриппом боремся. А зависть – она ведь не менее опасна! Ведь инфицированный этой заразой отравляет жизнь не только своей жертвы, на которую направлено острое жало завистника – и число таких жертв не ограничено! – но и себя, и тех, кто рядом. Да еще попутно инфицирует людей, у которых в силу различных причин не выработался иммунитет против этой страшной болезни.

А когда острый приступ зависти осложнен таким фактором, как острая недостаточность серого вещества, то смесь получается гремучая, и все может закончиться очень плохо: нервным срывом, причем неединичным, глубокой депрессией или даже летальным исходом. И это – кроме шуток, история знает подобные случаи.

Так что «товарищи ученые, эйнштейны драгоценные», спасайте общество, пока инфекция зависти не превратила всех людей в моральных уродов – а то ведь примеры явной деградации отдельных особей налицо!


Нина РЫБИК.